Выставка «Воображаемый восток» открылась в Музее-заповеднике «Царицыно»

Предновогодняя выставка, открытая в Музее-заповеднике «Царицыно» знакомит посетителей с Китаем. Но Китаем не реальным, с его историей, культурой и географией, а воображаемым, как бы перемещенным в пространство европейского вкуса и вдохновения.

Размещенная в семи залах Большого дворца выставка «Воображаемый восток» включает в себя более 600 редких предметов не только китайского, но также русского и западноевропейского искусства в «китайском» стиле из 13 ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга и Российской государственной библиотеки.

По словам куратора проекта, старшего научного сотрудника Музея-заповедника «Царицыно» Ольги Сосниной, задача экспозиции - поднимая яркий и художественно самобытный пласт отечественной культуры, наглядно продемонстрировать, как исторически складывались и в чем выражались контакты между различными цивилизационными моделями Запада и Востока на примере великих империй - соседствующих России и Китая.

- Мы хотели добиться ощущения таинственности от той, тогда закрытой для русского человека, Срединной империи, - говорит Ольга. - Переходя из зала в зал и рассматривая уникальные экспонаты, наши посетители попадают в мир такой чужой, но притягательной, далекой и одновременно очень близкой страны. Сюрпризом для многих станет «беседка Конфуция» со старинной бронзовой статуей мыслителя и оригинальными изданиями сочинений китайских мудрецов, впервые переведенных на русский язык в XVIII веке. В отдельном зале - инсталляция «Волшебный фонарь», созданная по мотивам традиционного китайского театра теней. Мы постарались собрать здесь не только музейные раритеты, но и вполне современные «фантазии на китайскую тему», чтобы как можно шире осветить тему шинуазри.

Интересно, что сам стиль шинуазри, который дословно переводится как «китайщина», весьма прижился в России. Свое активное развитие он получил как ветвь стиля рококо с 1720-х годов. Тогда в китайском стиле вошло в моду декорировать, в основном, небольшие мужские кабинеты, будуары и гостиные.

Шикарные интерьеры наполнялись не только подлинными китайскими вещами, но и дорогими европейскими картинами, панно, шпалерами. Общую картину дополняли всевозможные фарфоровые изделия, причем сделанные не обязательно в Китае. Самое главное – каждая вещь должна содержать определенный символический смысл. Изображение летучих мышей, например, сулило обладателю счастье, дракона – власти, а скалы служили пожеланием долголетия. Так эпоху модерна на выставке обозначает ваза в виде чаши, обвитой бронзовым драконом, - великолепная вариация на китайскую тему, созданная мастерами Императорского стеклянного завода в самом конце XIX века.

В стиле шинуазри работали многие известные мастера своего времени. Особенно была популярна «китайская» мебель, для отделки которой выбирались самые роскошные материалы. Высоко ценились и шитые, вручную расписные китайские обои, которые торговцы привозили из Китая через Ост-Индскую компанию. Традиционная технология обработки китайского шелка для изготовления обоев была необычайно трудоемка. Один факт, что краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других, не менее ценных минералов, говорит о многом, в том числе и цене. Ткани, пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить их между собой, придавая изделию необходимую прочность и удивительно мягкий блеск.

DSCN1436.JPG

С возникновением интереса к чаепитию российских дворцово-парковых ансамблях стали появляться «Чайные домики» или Китайские павильоны.

С возникновением интереса к чаепитию, во многих европейских и в том числе российских дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «Чайные домики» или Китайские павильоны. В России такое увлечение воплотилось в создании Китайского Дворца в Ораниенбауме. С 1762 по 1768 года над «китайским» проектом трудился Антонио Ринальди, который слыл в то время одним из самых именитых мастеров псевдокитайского стиля. А вот прообразом императорской резиденции в Царском селе послужила принадлежавшая императрице гравюра. Она так вдохновила Ринальди, что в итоге он построил целую Китайскую деревню, в состав которой вошли, помимо самих домиков, ряд причудливых мостиков в восточном духе и даже шутливая имитация пагоды. Своеобразным постскриптумом «Китая по-русски» являются два панно с росписью в китайском стиле, выполненные мастерами Палеха в 1970-е годы в процессе воссоздания великолепного ансамбля лакового убранства Китайских кабинетов в Большом дворце Петергофа.

Весьма любопытен выставочный раздел из собрания Кунсткамеры. Сюда вошли вещи, привезенные в начале XVIII века по велению Петра I специально для первого публичного музея России. Среди них механические игрушки, научные приборы, изделия из резного камня и эмали, а также изделия Мейсена и Императорского фарфорового завода в стиле шинуазри. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты: солнечные часы – компас, датированные первой половиной 18 века, механическую игрушку «Корабль» династии Цин и старинную походную трубу из тесного картона.

DSCN1417.JPG

Старинная походная труба из тесного картона.

Освещена на выставке и история развития торговых связей - особенно актуальная в наше время тема. Выразительной иллюстрацией того, как выглядел Китай «по-русски», служат яркие рекламные вывески, дорогие кантонские изделия и русские чайные сервизы с «китайскими мотивами». Завершающий раздел экспозиции посвящен образам Китая в русском модерне и авангарде. Здесь показаны произведения живописи, скульптуры, декоративного искусства, костюм и модные аксессуары, созданные художниками в конце XIX – начале XX века.

Выставка «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII – начало XX века» будет работать в Большом дворце по 3 апреля 2016 года

Татьяна Белоножкина.

Новости партнеров