Депутат Госдумы РФ Елена Панина: Решаем проблему занятости

Panina (5)

Народный избранник рассказывает нашей газете о предстоящем открытии Центра занятости молодежи

- Елена Владимировна, в чем вы видите сегодня основную проблему российского рынка труда?

- Рынок труда в стране в настоящий момент резко асимметричен. Наблюдается, с одной стороны, нехватка квалифицированных кадров на предприятиях, с другой — многие выпускники вузов и колледжей не могут найти работу. На конец прошлого года примерно 12,6 миллиона человек в России не могли найти подходящую работу.

- Ситуация в Москве тоже непростая?

- В Москве уровень безработных не превышает 0,5 процента от занятого населения. В то же время на конец 2015 года было зарегистрировано 117 тысяч вакансий.
Если говорить конкретнее, на одного инженера приходится около 33 вакансий, и одновременно обладатели инженерных дипломов не могут найти работу.

- Может, сама система создает такое несоответствие спроса и предложения на рынке труда?

- Основное несовершенство кроется в системе образования, которая, на мой взгляд, нуждается в изменениях в части внедрения практико-ориентированного образования. У выпускников вузов между их образованием и реальной профдеятельностью — пропасть.

- Как вы считаете, должна измениться система образования, для того чтобы стать более эффективной и готовить выпускников непосредственно к работе?

- Во-первых, должен меняться сам перечень профессий и их содержание. Современное обучение необходимо сделать максимально соответствующим идее национальной технической инициативы, озвученной в последнем Послании Федеральному собранию Президентом РФ Владимиром Путиным. Мы живем в начале эпохи шестого технологического уклада — это нано-, кибер-, биотехнологии. В то же время российский реестр профессий сегодня соответствует лишь четвертому технологическому укладу, расцвет которого приходился на пятидесятые — семидесятые годы прошлого века.

Во-вторых, процесс обучения должен осуществляться как в аудиториях, так и на рабочих местах: на предприятиях и в организациях. Причем это должна быть не практика, как сейчас, а качественное системное обучение в производственных условиях на современном оборудовании и с применением современных компьютерных систем. Мы должны максимально сблизить учебные заведения и производство. На базе предприятий создаем совместно с вузами и колледжами ресурсные центры, где должны обучаться студенты и учащиеся колледжей.

- То есть работодатели, предоставляющие учащейся молодежи такую возможность, проводят грамотную политику в отношении своих кадров?

- Да, мы наблюдаем сейчас примеры такого грамотного подхода. Правда, некоторые предприятия, взявшие на себя ответственность за обучение молодых кадров, оказываются в невыгодном положении по сравнению с теми, кто «переманивает» готовых специалистов. Несправедливо, что и те и другие несут одинаковое налоговое бремя.

Но в целом в Москве уже проделаны серьезные шаги, направленные на совершенствование системы образования. И открытие Центра занятости молодежи, намеченное на май 2016 года, — один из таких важнейших шагов. Столица готова выступить лидером в утверждении качественно новых форматов образования. И вся масштабная работа в этом направлении должна привести к гарантированному трудоустройству выпускников. Самое главное, чтобы наша талантливая молодежь нашла применение своим способностям и талантам в реальной жизни.

Справка

Панина Елена, депутат Государственной думы РФ, член фракции «Единая Россия», председатель экспертного совета по антимонопольной, ценовой и тарифной политике, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы и другими наградами.

Новости партнеров