Мультипликатор Михаил Зайцев: От вахтера до режиссера

Художник Михаил Зайцев со своим питомцем
Художник Михаил Зайцев со своим питомцем

Художник руководит детской студией мультипликации библиотеки № 141 района Царицыно.

Включается экран. Сейчас будет мультик. Метеорит падает на толпу зомби — все раздавлены. Автор 17-секундного триллера — маленький Стасик. Мальчик горд, его успехам радуется учитель Михаил Зайцев.

Режиссер и аниматор Михаил Зайцев о создании мультфильмов знает все. Он помог выпустить в мир «Приключения поросенка Фунтика», «Капитана Пронина», «Возвращение кота Леопольда» и другие всем известные мультфильмы. Сейчас Михаил Зайцев ведет занятия в детской студии мультипликации в библиотеке № 141. Каждый мастер-класс заканчивается созданием новой работы.

- Михаил, вы трудились над таки ми известными мультиками! А как вы изначально попали в мультипликационный мир? Кто вы по образованию?

- Я по образованию инженер, но по специальности проработал всего полтора года после распределения. Потом устроился вахтером на «Союзмультфильм» и через восемь лет уже делал режиссуру на телевидении, там я изучил все стадии создания мультфильма и стал своеобразным ремесленником в этом деле. На закате перестройки начал писать сценарии к фильмам. Затем я работал мультипликатором, художником-постановщиком и режиссером.

- Одна из ваших самых известных работ — мультсериал про супергероя-милиционера «Капитан Пронин», пародирующий советские фильмы. Как вы придумали эту историю?

- «Пронин» — это остросоциальная вещь по тем временам (первый мультфильм из четырех вышел в 1992 году. — «ЮГ»). Я придумал сюжет за 10 минут. Мне позвонил мой приятель и предложил сделать коммерческий мультфильм. Я приехал с работы домой — и сразу за печатную машинку. В сюжет добавил элементы всех популярных тогда фильмов — мафию, Джеймса Бонда и прочее.

- Вы посвятили столько лет работе мультипликатора. Чем же вас так затянуло создание мультфильмов?

- А я не очень люблю мультипликацию, особенно диснеевскую. Все эти стандартные сюжеты, «мульти-пульти» и «сюси-муси» я не выношу и стараюсь делать совсем другие вещи. Однако мои пристрастия не мешают мне создавать «диснеевскую» мультипликацию вместе с учениками моей студии.

- С высоты своего опыта, как вам кажется, что изменилось с годами в отечественных мультиках?

- Сейчас все разбилось на две группировки — арт-хаус и коммерческая мультипликация. Есть, на мой взгляд, неправильный вектор: якобы выражение себя в мультипликации — это обязательно что-то мрачное, философское, как в работах Юрия Норштейна. Люди перегружают мультфильмы смыслом, и выходит чистый арт-хаус. А работа с коммерческими проектами — это фабрика, где творчество сведено к минимуму. Люди не понимают, что и для кого они делают.

- Советские мультфильмы отличались большим разнообразием героев и сюжетов, сейчас в популярных отечественных мультиках этого не наблюдается. Почему так произошло?

- Я могу это объяснить. В Советском Союзе мультипликации нигде толком не учили. Были только какие-то курсы, после которых люди сразу шли в производство к маститым режиссерам. Многие не выдерживали и уходили. Как говорил мультипликатор Федор Хитрук, в мультипликации надо иметь тонкий нюх и чугунный зад. На первых порах я делал 20-секундную сцену две недели. А сейчас специалистов выпускают потоком, система передачи опыта нарушена, и это сказывается на качестве мультфильмов.

- Сегодня активно создаются в основном 3D-мультфильмы. Не убивает ли компьютерная графика живость персонажей?

- Что компьютер, что карандаш — это лишь средства выражения. Важна сама идея.

- А есть ли среди работ современных мультипликаторов мультфильмы, которые вам понравились?

- Мне нравится, что делает Константин Бронзит, его работы, которые были номинированы на «Оскар». Нравится его «Уборная история — любовная история», хорошие задумка и сценарий. Пожалуй, и все, больше особо никого не назову.

- Как думаете, к чему движется отечественная мультипликация? Как повлияет на нее развитие технологий?

- Я думаю, что образовавшаяся пропасть будет дальше расти семимильными шагами. Будет коммерция, как студия «Марвел», — я бы это смотрел только по приговору суда.

Справка

Михаил Зайцев (род. 1959) — советский и российский режиссер, художник-мультипликатор и сценарист, член Союза кинематографистов России. Много лет проработал в объединении «Экран», написал для издательства несколько детективных книг. Участвовал в создании компьютерной игры «Капитан Пронин — один против всех». Профессионально занимался восточными единоборствами и руководил спортклубом, дипломированный тренер.

Новости партнеров