Царицыно воссоздает славное прошлое

12
18 апреля 2016 года. Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина показывает чугунный макет дворцового ансамбля

Прогулка с новым директором парка Елизаветой Фокиной

Не важно, с какой стороны ты входишь в Царицыно.

Наравне с ажурными мостами, ухоженными лужайками, фантазийными прудами, каменными «кружевными» зданиями поражает великолепие парка и правильно выбранные видовые точки, каждая из которых открывает заповедник с новой стороны. Навстречу выходит молодая симпатичная женщина, мило улыбается и представляется: генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

— Я специалист по современному искусству, — признается она. — Работаю здесь всего неделю, но никогда не думала, что экскурс в историю может так увлечь! Я просто без устали читаю об истории заповедника и о людях, которые здесь жили.

Екатерина II хотела, но так и не сделала Царицыно своей резиденцией. Строительство началось в 1775 году, вдохновленное блестящей победой России в первой Русско-турецкой войне. Патронировал проект Светлейший князь Потемкин. За 25 тысяч рублей — по тем временам огромные деньги — он выкупил имение у князя Кантемира. 46-летней Екатерине все здесь нравилось. Она щедро финансировала великолепные изыски архитектора Василия Баженова, рассчитывая, что здесь будет ее московская резиденция. В своих заметках она писала, что «архитектура Царицыно ее очень вдохновляет».

Но через 10 лет, впервые явившись в Царицыно для приемки практически готового проекта, Екатерина полностью забраковала работу Баженова и потребовала разрушить центральный дворец. Историки выдвигают гипотезу о том, что недоброжелатели архитектора провернули против него интригу, жертвой которой и стал гениальный зодчий.

Баженов выстроил здания таким образом, что по краям ансамбля были дворцы Екатерины и Павла, а в середине — мини-дворец для внуков. Но Екатерина, сославшись на низкие потолки и нехватку воздуха, приказала эти корпуса разрушить. Более того, переделывать всю работу она поручила ученику Баженова Матвею Казакову.

Это был жуткий удар. Мастер тяжело переживал гнев императрицы и уехал в Калужскую губернию.

— Царицыно, так и не ставшее резиденцией, удивительным образом влияло и на людей, которые здесь жили, — говорит Елизавета Фокина. — Ни у одного владельца имения так и не родились наследники. Прежний директор музея — Наталья Самойленко — нашла для него очень точное определение — «Дворец — фантазия, иллюзия, утопия. Дворец несбывшихся надежд».

Баженовский стиль воплощается в красном кирпиче и белой отделке. Такое сочетание создает ощущение праздника и присутствия солнца даже в пасмурный день. Гениальность же архитектора видна в гармонии, которой он добился, совместив четкую геометрию форм и романтичность общего настроя ансамбля. При этом он не забыл и о «фишках». Верхняя башня третьего кавалерского корпуса от обилия окон издалека кажется светлой, при приближении она «темнеет». Зодчий рассчитал угол преломления света и ширину оконного проема таким образом, чтобы вблизи окна затемнялись, скрывали от постороннего глаза чужие тайны.

Идем по Большому царицынскому мосту. Если идти прямо через него, то попадешь в оперный дом. Но опера там никогда не звучала.

— Думаем над тем, чтобы устроить здесь музыкальную премьеру, — говорит о планах директор. — Некоторые кирпичи, ручной работы, здесь остались с XVIII века, их легко отличить. На них видны неровности и стоит клеймо.

Еще Баженов разбил в имении оранжереи. В них был и фруктовый сад, который сегодня начали воссоздавать заново. Важно, по мнению директора, развивать и пейзажно-исторический парк. 26 апреля «Царицыно» выставит на ВДНХ коллекцию из своего музея, посвященную наивному искусству. А 28 апреля, на собственных площадях, проведет «Состязание с натурой».

Посвящено оно будет столовым обманкам, которые использовали для розыгрышей шутники XVIII века. Самой знаменитой станет иллюзия «муха в стакане», которая возникает, когда в особый стакан наливаешь воду.

Новости партнеров