Титаник Нагатинского Затона

2016 год. Корабль "Казань" сегодня
2016 год. Корабль "Казань" сегодня

Обугленный остов колесного судна «Казань» покинет Москву-реку спустя 18 лет после пожара

Этим летом к фестивалю фейерверков, который пройдет 23 июля, столичные власти расчистят Братеевскую пойму. Когда-то из-за искусственного изменения русла Москвы-реки посреди Нагатинского Затона образовался остров.

Судно, однажды прислонившееся к нему неподалеку от Кожуховского затона, до сих пор стоит здесь на вечном приколе. Правда, от некогда роскошного колесного парохода «Казань» сейчас остался лишь ржавый каркас, доживающий последние недели.

Некоторые романтичные местные жители видят в нем контуры фигуры, по форме напоминающей сердце. Другие, более прагматичные, мечтают, чтобы эту проржавевшую железяку скорее вывезли. А ведь когда-то колесный грузопассажирский пароход «Казань» был одним из лучших в своем классе. Он был построен в 1958 году на заводе Obuda Hajogyar в Венгрии.

— Пароход находился на классификационном учете в Камской речной инспекции, — показывает проектную документацию Сергей Преснов, директор московского филиала Российского речного регистра.

Юрий Киселенко тогда только окончил речное училище и поступил на службу на «Казань». Корабль ходил по маршруту «Москва —Уфа», на борту были кафе и открытые палубы.

— В конце 1980-х годов корабль решили превратить в ресторан и вывели на так называемый холодный отстой — поставили на прикол в тихий водоем, — вспоминает Юрий. — Но потом возникли проблемы с финансированием, и пароход так и остался на этом месте. А в ночь с 9 на 10 июня 1998 года на брошенном корабле случился пожар.

Сводки МЧС восемнадцатилетней давности сухо констатируют — первые сообщения о «тумане», стелющемся по Москве-реке, поступили в 22:30. Открытое горение началось не сразу — некоторое время пламя бушевало в трюмах.

Вырвавшись на поверхность с мощным взрывом, оно моментально охватило палубы судна и, как кипятком, обдало стоящих на берегу пожарных — им пришлось отойти вглубь леса. Языки огня, поднявшиеся над деревьями и опорами ЛЭП, отражались в воде и окнах высоток на противоположном берегу.

Потушить огонь с берега было невозможно, поэтому вызвали пожарный флот. Из Южного речного порта прибыли два катера, оснащенные мощными лафетными стволами — пожарными «пушками». Уже через несколько минут горящий корабль, освещенный прожекторами, попал под перекрестный огонь шести стволов, но погасить пожар не удалось. Тогда вызвали вертолет. Зачерпнув воду, он взял курс на горящий корабль, но пламя, раздутое потоком лопастей, резко взметнулось вверх, едва не коснувшись машины. После нескольких сбросов воды на судно (гореть оно после этого меньше не стало) вертолет вернулся на базу. — Мы перестали «бомбить», потому что опасались разрушить судно, —объяснили потом спасатели. — В заправочных емкостях судна могло находится несколько тонн дизельного топлива. Деформированный остов судна мог не выдержать удара с воздуха, а распространение горящей солярки по акватории привело бы к катастрофе. Этого не произошло, а пожар закончился через два часа, когда все деревянные и пластиковые конструкции судна прогорели...

Теперь кораблю предстоит покинуть свою стоянку и уйти на вечный покой.

Справка

С 1951 года всего было построено 75 пароходов типа 737А, из них 70 — в Венгрии. Большинство судов было выведено из эксплуатации к середине 1980-х, при этом суда обычно не списывались, а передавались различным туристическим базам для использования в качестве плавучих гостиниц.

Новости партнеров