Александ Яковлев: Робинзон советской авиации

Александр Сергеевич Яковлев, советский авиа-конструктор. Фото с сайта "Изобретения России".
Александр Сергеевич Яковлев, советский авиа-конструктор. Фото с сайта "Изобретения России".

В третье воскресенье августа ежегодно отмечается День Воздушного флота России. Отцом советской и российской авиации по праву считается Александр Сергеевич Яковлев. Под его руководством ОКБ (опытно-конструкторское бюро) создало более двухсот типов и модификаций летательных аппаратов. Газета «Южные горизонты»  рассказывает о том, как формировался талант будущего конструктора.

...Где-то между окончанием училища и поступлением на службу в транспортный отдел «Товарищества братьев Нобель», Сергей женился на своей возлюбленной Нине. Ему было 27 лет, ей на год больше, когда 19 марта – теперь же 1 апреля - 1909 года родился их первый сын. Мальчика назвали Сашей.

Семья Яковлевых жила на 3-й Мещанской улице (теперь ул. Щепкина). Работая в нефтяной компании, у Сергея практически не оставалось свободного времени, потому воспитанием сына занимались его супруга и бабушка Саши. Годом позже Нина родила дочь, а еще через два – второго сына. Саша был старшим ребенком и, так уж вышло, что стал любимчиком родни.

Спустя некоторое время семья Яковлевых перебралась на 2-ю Мещанскую улицу (теперь ул. Гиляровского) в дом №1/3. Там Саша и рос. И став немного старше, он, будучи любимым внуком своего деда Василия Афанасьевича, не раз бывал у Ильинских ворот в свечной лавке, которой тот владел. Кроме того дедушка водил Сашеньку в Большой театр, где у него был подряд на освещение люстр. И мальчик, запрокинув голову, смотрел высоко в потолок на множество маленьких огоньков, удивленно улыбаясь и о чем-то мечтая.

Примерно та же реакция возникла у семилетнего Саши, когда его бабушка, желая побаловать и развлечь любимого внука, отправилась с ним на Ходынку, смотреть, как летают шары.

От нетерпения Саша не мог усидеть на месте. Он дергал бабушку за одежду и непрерывно смотрел в окно трамвая, пытаясь узнать, как скоро они приедут.

И вот Ходынское поле. Бывший аэродром. Они приехали вечером часов в семь. На Ходынке было достаточно людей в ожидании летающих шаров. Но шаров не было. Не мудрено, что Саша расстроился. Ему стало скучно.

Александр Яковлев:
Истребитель ЯК-1. Фото из "Википедии".

Треск, шум. Мальчик протиснулся через толпу и увидел на поле какую-то непонятную штуковину совсем не похожую на шар. Это был аэроплан «Блерио». Раздаваясь диким шумом, аэроплан гонял по полю, пытаясь взлететь. Но не взлетал. Страшная машина повторяла попытки, а Саша теребил бабушку: «Почему он не летит, почему не летит?». Но, несмотря на обещания старушки, летающий шар так и остался на земле.

Часто, гуляя с мамой по городу, Саша засматривался на работу точильщиков, бродивших по московским улицам, которые таскали на себе точильные станки. А когда мальчишка уехал на целое лето к своему дядьке в Нижегородскую область, он целыми днями мог просиживать на насыпи железнодорожного полотна, забыв про летающие шары Ходынки, потолок Большого театра и свечную лавку своего деда. Саша наблюдал, как рабочие прокладывают рельсы, как производят насыпи и собирают мосты. Это была самая настоящая поэзия для девятилетнего мальчика.

В тот же год мама подарила ему книгу «Робинзон Крузо». Саша перечитывал ее неоднократно. Он сам мечтал стать Робинзоном. А через 23 года его первый истребитель ЯК-1 принял участие в воздушных боях и штурмовке немецкого аэродрома, уничтожив 13 вражеских самолетов. ЯК-1 стал грозой для фашистской Германии.

Новости партнеров