Икона Феофана Грека вернется для молитвы

22 августа 2016 года. Смотрительница залов Третьяковской галереи Ирина Галкина любуется иконой Донской Богоматери
22 августа 2016 года. Смотрительница залов Третьяковской галереи Ирина Галкина любуется иконой Донской Богоматери

31 августа Донская Богоматерь из Третьяковской галереи отправится в Донской монастырь

Здесь всегда прохладно и тихо. В залах древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи говорить громко немыслимо — повсюду иконы.

Она стоит за стеклом у самого окна, отливая золотом в солнечных лучах, проникающих сквозь шторы, — Донская икона Пресвятой Богоматери, легендарная защитница земли Русской.

— Она оказалась в нашей галерее в 1930 году, — рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковки Наталья Шередега. — К тому времени наш отдел существовал уже год, и в залах размещалась постоянная экспозиция.

История Донской иконы Божьей Матери больше похожа на легенду. Самая известная ее версия гласит: святой образ преподнесли в дар московскому князю Димитрию донские казаки после победы в битве на Куликовом поле. Так Донская Богоматерь впервые стала небесной покровительницей русского воинства.

— Эта икона происходит из Успенского собора города Коломны, — продолжает Наталья Шередега. — Она была создана во второй половине XIV века. Увы, древние мастера свои шедевры не подписывали, но большинство экспертов утверждают, что ее автором был Феофан Грек. Здесь мы видим двустороннюю роспись. На обратной стороне образа изображено Успение Богородицы. По некоторым версиям, эту часть работы выполняли уже иконописцы из мастерской великого мастера, а не он сам.

Впервые летопись называет икону Донской в XVI веке. Тогда же образ покидает Коломну и отправляется в Благовещенский собор Московского кремля, где и находится вплоть до начала ХХ столетия.

— Все важнейшие события, связанные с этой иконой, — это битвы за наше отечество, — рассказывает «ЮГ» эконом Донского монастыря иеромонах Фома (Демчук). — Донской Богоматери молился Иван Грозный перед своим походом на Казань. В 1551 году, когда Русь отражала атаки шведов, а на Москву двинулся крымский хан, москвичи снова возложили свои надежды на Бога и Богоматерь. Царь Федор Иванович всю ночь молился о том, чтобы Богородица защитила город. Битва шла почти сутки, но потом татары внезапно отступили.В благодарность был основан Донской монастырь.

Молился перед этим образом и император Петр I, накануне похода на Азов. Но со временем образ терял свой первоначальный вид. Икона темнела, появлялись новые наслоения, и в начале прошлого века от ее былого блеска оставалось немногое. Донской иконе Богоматери была необходима реставрация.

— Именно ХХ столетие считается временем открытия русской иконы как явления в искусстве, — рассказывает Наталья Шередега. — Донскую Богоматерь раскрыл в 1918 году реставратор Осип Чириков. Никто и подумать не мог, насколько яркие краски обретет икона после его работы.

Через год, в 1919-м, образ оказался в Государственном национальном фонде, а уже затем в Третьяковской галерее.

— Задача реставраторов — сохранить образ и показать его в изначальном виде, не дописывать за мастера, — продолжает искусствовед. — Сегодня можно сказать, что уход за такими экспонатами сродни заботе о тяжелобольных, ведь возраст икон исчисляется столетиями. Нужен определенный климат: температура, влажность. Иногда икона может отреагировать даже на то, что мы перевешиваем ее на другую стену.

Перед тем как отправиться в Донской монастырь, образ Богоматери осматривают эксперты, и на совете выносится решение: может ли она покинуть галерею.

После этого образ пребывает в хранилище, как бы привыкая к специальной капсуле, в которой ей придется преодолеть расстояние от музея до монастыря.

Накануне выезда капсулу герметизируют и везут в храм на специальном транспорте.

При этом верующие зачастую не дожидаются празднования образа Донской иконы Божьей Матери, а обращаются к ней иногда прямо в зале галереи.

— Иконы должны находиться в церкви, так что молитвы в музее не совсем правильное дело, — рассуждает отец Фома, — но большую часть времени Донская Богоматерь находится вне стен монастыря (в монастыре есть чудотворные списки иконы. — «ЮГ»). А верующие ждать не могут. Вот и обращаются к ней там, где находят ее.

В Донском монастыре сегодня живут 30 монахов. По хозяйству им помогают около сотни мирских служащих. По словам отца Фомы, справляются с Божьей помощью.

В монастыре считают, что место Донской иконы Богоматери все же здесь, в стенах обители. Но пока она остается в Третьяковской галерее.

— Для верующих нет невозможного, — говорит отец Фома. — Мы трудимся для этого, но на все воля Божья.

СПРАВКА

Встреча Донской иконы Божьей Матери пройдет в Донском монастыре 31 августа в 14:00. По информации на момент подписания номера образ пробудет здесь до 15:00 4 сентября. В ночь на 1 сентября обитель будет открыта для верующих. В другие дни в монастырь можно будет попасть с 07:00 до 22:00. Идут переговоры о пребывании иконы в обители до 11 сентября. Уточняйте информацию на сайте монастыря donskoi.org.

Новости партнеров