Андрей Житинкин: Артисты перед выходом целуют сцену

23 ноября 2009 года. Режиссер Андрей Житинкин
23 ноября 2009 года. Режиссер Андрей Житинкин

Российский режиссер открыл секреты мастерства корреспонденту «ЮГ»

Мы встретились с народным артистом России Андреем Житинкиным в Донском монастыре. Режиссер любит тишину и торжественность этого места, любит приходить сюда, тем более что рядом, на монастырском кладбище, покоится прах Юрия Любимова, легендарного режиссера «Таганки».

- Андрей, жизнь сводила вас с грандиозными артистами. Вы работали со Смоктуновским, Яковлевым, Быстрицкой и многими другими. Что их объединяет и почему вы на них останавливали свой режиссерский выбор?

- Они неповторимы и уникальны, но общее качество у них есть — трепетное отношение к тому делу, которым они занимались всю жизнь. Расскажу случай. В начале девяностых я ставил в Ермоловском театре «Калигулу». В этом спектакле работал лауреат Сталинской премии Всеволод Якут, представитель старой школы. Так вот, однажды он меня спросил, возможно ли ему в тексте Камю переставить слово с одного места на другое. И на мое быстрое: «Конечно же!» — ответил очень удивленно: «Нет-нет, Андрей, погодите! Это же текст лауреата Нобелевской премии!» Меня это, помнится, повергло в шок.

- Говорят, что артисты чрезвычайно ранимы и обидчивы, так ли это?

- Неоднократно это наблюдал. Но настоящие профессионалы прячут амбиции в карман, когда дело доходит до работы. Вот, например, в Театре им. Вахтангова я ставил спектакль «Веселые парни», где у меня работал Юрий Яковлев. Он, будучи невероятно въедливым, на первом этапе буквально завалил меня вопросами «почему». Я тогда искренне думал, что не выдержу и просто с ума сойду. А потом он преподал мне урок. Он исполнял роль гениального человека, который утрачивал память. В один из моментов я предложил Яковлеву разбросать по сцене его собственные фотографии из ставших уже культовыми фильмов и спектаклей. Фото должны были кружиться, падать со сцены, и потом на них все бы наступали. Это был рискованный ход, любой мог обидеться, но только не Яковлев.

- Вы видели больших артистов перед выходом на сцену, на первом и на сотом спектакле. Они волнуются каждый раз или чувство страха со временем притупляется?

- Нервничают, плюют через левое плечо или в левый ботинок, крестятся, доски сцены целуют. Работал с Иннокентием Смоктуновским на «Маленьких трагедиях» по Пушкину. Он был уже всенародным любимцем. Его одежда была мокрой насквозь, словно под дождь попал. Однажды я увидел, что перед выходом на сцену он идет к левой кулисе и стоит там, дергая занавес. Раз, два… А потом я прозрел: эта магия взаимодействия с занавесом была тем самым шагом, за которым происходило преображение — Смоктуновский переставал быть собой и становился кем-то другим. После чего делал первый шаг на сцену.

- Вас ведь сводила судьба и с чудесными актрисами? Какие они в работе?

- Мои последние работы в Малом театре связаны с Элиной Быстрицкой и Верой Васильевой. Быстрицкая много лет играла у меня в своем бенефисном спектакле «Любовный круг». Сегодня она уже по состоянию здоровья на сцену выйти не может. Когда она работала в моем спектакле, ей было уже за 80. Она играла на высоких каблуках с тросточкой, в кокетливых шляпах. Это «гранд кокет» было неожиданно, потому что зритель привык видеть трагическую героиню — Быстрицкую, — а тут она выступала как характерная актриса, по-настоящему хулиганила, тем более что у нее были замечательные партнеры Борис Клюев и Василий Бочкарев, которые, так же как и она, обожают импровизацию. Эта троица шалила прямо на сцене так, что я, режиссер, иногда даже не знал, куда они вырулят спектакль.

Быстрицкая — не разгаданная до конца актриса. Все думают, что она волевая гранд-дама. Ничего подобного! Она бывает смешливой, как ребенок. Ее мужество не знает преград. Однажды во время спектакля она зацепилась высоким каблуком за ворс ковра, спускаясь с лестницы, и с высоты упала в яму. Последовала трехминутная пауза. А потом, вдруг, она своим хрустальным голосом произнесла из ямы: «Я жива!» Ее тут же подхватили актеры, она под овации доиграла спектакль. А потом поехала в больницу.

Я сумел оценить и еще одно ее бесценное человеческое качество. Мы начали репетировать в Малом театре «Пиковую даму», и в какойто момент Быстрицкая поняла, что по состоянию здоровья не сможет сыграть эту роль. Она сама позвонила Вере Васильевой, которая работала в Театре сатиры, попросив ее подменить. Меня потрясло, как она тактично сообразила, что Васильева — человек из другого театра, и ее кандидатура не посеет распри внутри коллектива.

ДОСЬЕ

Родился 18 ноября 1960 года во Владимире. В 1982 году окончил актерский, а в 1988 году — режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Щукина (мастерская Е. Р. Симонова). Работал в Московском театре «Современник»». В 1988–1990 годах работал в Театре имени М. Ермоловой. В 2001–2003 годах главный режиссер Театра на Малой Бронной. На данный момент является художественным руководителем Авторского театра Андрея Житинкина.

Новости партнеров