Нужны ли городу смешные... скульптуры?

Скульптура велосипедистки на Нагатинской набережной
Скульптура велосипедистки на Нагатинской набережной

Художник Андрей Асерьянц мастерит веселых персонажей из запчастей

Железная пара влюбленных сплелась в объятии у входа в Нагатинский ЗАГС. Культовая фигура, возле которой считают «свадебным» долгом сфотографироваться каждые молодожены. Скульптуру ехидно осматривает ее создатель Андрей Асерьянц: «Ну надо же, не развалилась».

Все его работы на века, и их по Москве немало. Только на Нагатинской набережной, кроме пары, можно увидеть рядом гнездо аистов, недалеко, во дворе дома № 8 по Кленовому бульвару, набрести на дуб из Лукоморья с русалкой на ветвях и дальше по набережной встретить трио железных дев — даму с собачкой, велосипедистку и фотографа. Одно роднит таких разных героев — когда-то были металлолом на свалке, а теперь — произведения искусства.

От влюбленных идем мимо трансформаторной будки, чью крышу оккупировали железные аисты, а стены разрисованы под домик из мульт­филь­ма.

— Я ни при чем! Тут без меня постарались, — оправдывается художник. — Я-то вообще хотел окна прорубить.

Садимся в его машину и минут пять едем по Нагатинской набережной к другой инсталляции, «к девчонкам», как их называет шутя автор. Подъезжаем к небольшой площадке, где катаются велосипедисты, гуляют собачники и делают селфи туристы. Как раз на фоне железных дев — одна сидит на велосипеде, другая ведет на поводке таксу, третья «фотографирует» прохожих на камеру советских времен.

— О, и тут ничего не сломано, — довольно отмечает автор, вылезая из машины.

Он по-хозяйски дергает старенький штатив фотоаппарата — сидит крепко. И вспоминает, как жутко не успевал сдать работу в срок.

— Мы с помощником понеслись на свалку искать, из чего делать «фотографа». Ковырялись в железках, и вдруг помощник издает душераздирающий крик! Я подхожу, а он держится руками за... штатив от старого фотоаппарата. Все еще с диким воплем выдергивает его, мы хватаем этот штатив в охапку и бежим делать «фотографа».

На руле железного велосипеда болтается голубой замок — видимо, молодожены повесили. Да и на здоровье, считает Асерьянц. Это вообще скульптуры, с которыми можно творить все что угодно, хоть седлать их, — автор разрешает.

— Я уже стал их крепче делать. Раньше в скульптуры зачем-то подсветку монтировали, а нельзя ни в коем случае! Люди же залезают, их может ударить током. Все должно быть крайне «дуракаустойчиво».

Вдруг на таксе замечаем нарисованные маркером треугольники. Спасибо, что не мат. Асерьянц невозмутим — да пусть рисуют, легко отмывается. Он сам научил коммунальщиков обрабатывать скульптуры воском и протирать бензином: тогда покрытию не страшны ни ржавчина, ни молодые дарования с маркерами. Скульптор приглядывается к ушам таксы — а одного-то и нет! Отломали на память. Стоит теперь смешная одноушка.

— А скульптуры и должны быть смешными, — спокоен художник. — Серьезные, пафосные монументы есть, но городу не хватает веселых, чудаковатых героев.

Новости партнеров