Пятничный перезвон

17 марта 2017 года. Старший звонарь, иеродиакон Роман Лукьянов показывает двенадцатитонный колокол Данилова монастыря. Фото: Пелагия Замятина
17 марта 2017 года. Старший звонарь, иеродиакон Роман Лукьянов показывает двенадцатитонный колокол Данилова монастыря. Фото: Пелагия Замятина

Даниловские колокола отмечают очередную годовщину возвращения на родину

Перезвон колоколов Данилова монастыря слышен уже от станции метро «Тульская». Глухие удары сменяются звонкими, образуя мелодию, знакомую всем окрестным жителям. «Это же пятничный звон, — узнают прохожие. — Так звонят, когда патриарх служит!» А это, к слову, здесь происходит нередко — ведь в Даниловом монастыре расположена резиденция патриарха Кирилла. И, конечно, праздничную службу, посвященную благоверному князю Даниилу Московскому, патриарх проводит лично.
Впрочем, ответственной эта служба считается не только для патриарха, но и для всех звонарей храма.

— Сегодня впятером звонили,— рассказывает старший звонарь, иеродиакон Роман Лукьянов, с которым мы встретились у лестницы на колокольню. — Но обычно справляемся и втроем.

Колокольный ансамбль Данилова монастыря включает в себя 26 колоколов, самый главный из которых весит двенадцать тонн! Но, по словам отца Романа, для того чтобы звонить в него, нужна не столько сила, сколько сноровка.

— У нас есть звонарь — хрупкая девушка — сама килограммов пятьдесят весит, а с большим колоколом справляется прекрасно, — улыбается он.

Большой колокол вместе с семнадцатью другими вернулся на колокольню в 2008 году, спустя почти восемьдесят лет отсутствия.

— В 30-е годы, когда советская власть решила закрыть монастырь, колокола выкупил американский промышленник Чарльз Крейн, — рассказывает звонарь. — Заплатив семнадцать тысяч долларов, Крейн вывез их за границу и расположил ансамбль в одной из башен Гарвардского университета.

Мы рассматриваем большой колокол изнутри: его стенки покрыты надписями на русском и английском: год, когда он был отлит, год, когда появился в монастыре, когда был перевезен...

— А зачем Крейну понадобилось спасать российские колокола? — интересуюсь я.

— Он увлекался русской культурой, — отвечает отец Роман. — Говорят, что однажды его потряс колокольный звон в одном из ростовских монастырей, поэтому он решил сохранить колокольный символ дореволюционной России.

К слову, возвращение колоколов на родину удалось во многом благодаря старшему звонарю. В 2003 году, воспользовавшись поводом — юбилейным годом Даниила Московского, отец Роман предложил возобновить переговоры с руководством Гарвардского университета, которое раньше не соглашалось вернуть ансамбль на родину. И в результате исторические колокола отдали монастырю в обмен на точные копии, отлитые на одном из подмосковных заводов. Так, в 2008 году все восемнадцать колоколов вернулись в монастырь. Впрочем, точку в этой истории ставить было пока рано: за годы советской власти была безвозвратно утеряна традиция колокольного звона.

— Я познакомился с прихожанином, который еще мальчиком звонил в эти колокола, — рассказывает отец Роман. — Он составил подробное описание звонов. Благодаря его воспоминаниям нам удалось воссоздать исконные звоны.

И с тех пор ассортимент звонов постоянно расширяется. Отец Роман, как коллекционер, привозит отовсюду понравившиеся мелодии.

— Больше всего я люблю звон Троице-Сергиевой лавры, — признается он.

Правда, здесь мелодия звучит немного иначе. А все потому, что при создании даниловских колоколов был использован особый сплав бронзы и меди. Благодаря ему Даниловский ансамбль считается лучшим в Москве.

Говорят, что годы и расстояния сделали звук только глубже и интереснее.

КСТАТИ

Начало Даниловской монастырской звоннице было положено еще при святом князе Данииле Александровиче. Считается, что первая колокольня была деревянной. Сначала в колокола звонили очепным (очеп — шест, которым раскачивали колокол) способом. Позже, с увеличением размера и веса колоколов, их стали закреплять неподвижно, а звонить в них — при помощи раскачивания языка.

Новости партнеров