Через бюрократические тернии к звездам

Кирилл Борискин, обозреватель "ЮГ"
Кирилл Борискин, обозреватель "ЮГ"

Астрономия вернется в учебную программу. Прочитал эту новость буквально пару дней назад. Астрономия и учебная программа… сложно поставить рядом. В мои школьные годы такого предмета не было. Вот родители рассказывали, у них – было дело.

А что, если бы у меня в школе был урок астрономии? Может быть, все сложилось бы иначе… Не писал бы я сейчас этот материал, а парил в невесомости на космической станции. Или летел бы к звездам. Через тернии!

Самое удивительное, что до 2008 года по документам в некоторых школах ее, астрономию, еще преподавали. Вяло, формально.

Немного говорили о космических масштабах на других дисциплинах: физике, химии, геометрии. Правда, только о масштабах - не о звездах. О теориях, аксиомах, решениях нудных задач. И после миллиона естественнонаучных контрольных мы с одноклассниками все чаще задумывались:

  «Стоп. Зачем вообще нужна эта физика?» А хотелось думать о звездах.

Как раз тогда, в выпускных классах. О том, что же происходит в космосе. Хотелось знать, как выглядят Марс и Венера, произносить вслух эти даже звучащие не по-земному Альтаир, Арктур, Альдебаран, Бетельгейзе - Альфа Ориона.

Да что уж там! Как же хотелось тогда, больше десятка лет назад, посмотреть в телескоп! Конечно, в планетарии я был, и на миниатюрные звезды смотрел, читал о них… Время от времени. Как говорят - в свободное от уроков.

А вот если бы пару раз в неделю, «не отходя от кассы»!

Приходилось на той же физике развивать воображение. У доски Анна Васильевна рассказывает, как при нагревании тело расширяется, а я в это время гуляю по Марсу. Я первооткрыватель, земляне смотрят меня по телевизору:

«Еще один маленький шаг для человека и большой шаг для всего человечества». Я поднимаю камень – маленький кусочек Марса у меня в руке!

Как же здорово, что астрономию вернули в школы. Может, где-то этой древней науке и будет уделяться меньше внимания в угоду «тела, которое при нагревании расширяется».

Но начинающие астронавты теперь узаконено, вслух могут повторять за учителем слова, которые звучат куда интереснее всяких заклинаний из того же «Гарри Поттера». Бетельгейзе – альфа Ориона, неправильная переменная звезда, блеск изменяется от 0,2 до 1,2 звездной величины...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Астрономия вернется в школы России (далее...)

ПО ТЕМЕ

Космонавт Евгений Тарелкин: Нас готовили к полету 10 лет (далее...)

Новости партнеров