Светлана Немоляева: Всю весну у нас гости и веселье

Актриса Светлана Немоляева в фильме режиссера Эльдара Рязанова «Гараж» (1979)
Актриса Светлана Немоляева в фильме режиссера Эльдара Рязанова «Гараж» (1979). Фото: ИТАР-ТАСС

18 апреля Светлана Немоляева отмечает юбилей. К 80-летию народной артистки России в Академическом театре имени Маяковского прошла премьера спектакля «Бешеные деньги». Светлана Владимировна играет разорившуюся дворянку — Надежду Чебоксарову, а ее внучка — Полина Лазарева — эгоистичную дочь Лидию Чебоксарову.

В интервью «ЮГ» Светлана Немоляева рассказывает о своей жизни, семье и любимых ролях.

- Светлана Владимировна, в спектакле «Бешеные деньги» вы играете вместе со своей внучкой Полиной Лазаревой. Ваши героини — мама и дочь. Расскажите о вашей партнерше и внучке?

- Полина — наше продолжение. Она — дочь нашего с Александром Сергеевичем сына и очень на него похожа. С Полиной мы играем вместе на сцене Театра Маяковского не первый раз. Еще мы играем в спектакле «Таланты и поклонники».

- Новая роль в спектакле «Бешеные деньги» — хороший подарок к вашему юбилею или, быть может, не о таком подарке вы мечтали?

- Конечно, подарок. Хочу поблагодарить художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса, который думал о спектакле к моему юбилею, предложил пьесу «Бешеные деньги» и нашел режиссера. Такое внимание мне очень дорого. Правда, я отношусь к дате как к некой фантасмагории. Разумеется, я не ощущаю, что скоро мне исполнится 80 лет. В театре я уже сыграла 100-летнюю старуху — прототип Коко Шанель — в спектакле «Мой век», так что мне уже ничего не страшно. Театр психологически подготовил меня к 80-летию.

- Светлана Владимировна, изменилась ли публика за 58 лет вашей службы в театре?

- Безусловно, публика меняется. Но в Театре Маяковского публика осталась та, которая любит театр. Мы ведь не делаем спектаклей, рассчитанных на кассу, ажиотаж. Я не страдаю от того, что сейчас другая публика. К тому же люди по сути не меняются. Все мы живем по постулатам, установленным еще в Древнем мире, и эти постулаты — добро, верность, честность, смелость… Задача театра — выявлять эти постулаты в нашем мире и правильно доносить их до зрителя. Мне интересно искусство, которое умеет это отражать и убеждать. Я сторонник старого театра, старой школы, но при этом люблю поиск, новые решения. Так я была воспитана великими режиссерами, которые возглавляли театр — Охлопковым, Гончаровым.

3 декабря 2004 года. Народные артисты России Светлана Немоляева и Александр Лазарев на церемонии закладки своих именных плит на Аллее Славы киностудии «Мосфильм»
3 декабря 2004 года. Народные артисты России Светлана Немоляева и Александр Лазарев на церемонии закладки своих именных плит на Аллее Славы киностудии «Мосфильм». Фото: Сергей Субботин, РИА НОВОСТИ

- Великий и ужасный Андрей Гончаров хорошо к вам относился?

- Андрей Александрович мучил всех артистов. Такой у него был метод работы. Но мы терпели и принимали эти условия, потому что были уверены в том, что Гончаров поставит спектакль как произведение искусства, и все в нем будет идеально, и вся Москва придет на наш спектакль, и каждый из нас сыграет свою роль так, как никогда в жизни. Что и говорить, и я натерпелась немало горя и выплакала моря слез, но и радости узнала много. Гончаров называл меня «водопроводом Театра Маяковского».

- Продолжается ли ваш роман с кинематографом?

- Сейчас я много снимаюсь в кино. Даже больше, чем раньше. Снимаюсь в разных сериалах. Я всеядная актриса. Буду работать до последнего. Если роль позволяет за чтото зацепиться, то не откажусь от нее. Правда, современный кинематограф оставляет желать лучшего. Я, дочь кинорежиссера, выросла в эпоху другого кино, когда была долгая и тщательная подготовка, долгие репетиции, анализ роли. И была очень большая требовательность к актерам. Раньше были актеры, увидев которых на экране, забыть было невозможно. Разве можно забыть Олега Ефремова, Евгения Евстигнеева, Олега Басилашвили, Олега Табакова, Татьяну Доронину? Они врезаются в память навсегда. Они создавали образы, характеры, которые западали в наши сердца, умы. А сейчас усредненная, похожая работа друг на друга.

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе с Эльдаром Рязановым? Интересно ваше отношение к Оле Рыжовой из «Служебного романа»?

- Я адвокат своих ролей, и только так. Возможно, я не такая простодушная и наивная, как Оля, но когда человек влюблен — он раним и бесхитростен. Достаточно вспомнить свою первую любовь, чтобы понять и в чем-то оправдать Олю. Эльдар Рязанов — мой крестный отец в кинематографе. Он сделал из меня киноактрису. Очень люблю свои роли в его фильмах: «Гараж», «Служебный роман», «Небеса обетованные».

- Любите ли вы отмечать свой день рождения?

- Когда жив был мой муж, очень. В апреле родилась не только я, но и наш сын, а в мае — наша невестка и Полина, мы все отмечали. Один из наших соседей как-то сказал: «Я с этими Лазаревыми жить рядом больше не могу — у них всю весну постоянные гости, музыка, веселье».

ДОСЬЕ

Светлана Владимировна Немоляева — советская и российская актриса театра и кино. Лауреат национальной премии «Золотая маска». Одна из ведущих актрис театра Маяковского. Известность Немоляевой принесла роль Ольги Лариной в фильме «Евгений Онегин» (1958), а также роли в фильмах Эльдара Рязанова «Служебный роман», «Гараж» идр.

Новости партнеров