Александр Ф. Скляр: Мой сын тоже пошел ва-банк

26 июля 2015 года. Александр Ф. Скляр
26 июля 2015 года. Александр Ф. Скляр. Фото: Сергей Шахиджанян/ ТАСС

С Александром Ф. Скляром мы встретились в стенах Донского монастыря. Здесь лидеру группы «Ва-Банкъ» вручили награду — серебряную медаль Святителя Тихона, имя которого носит социальный центр, основанный ровно год назад. Один из известнейших наших рок-музыкантов получил ее вместе с другими помощниками центра. Кто-то помогал больным детям, кто-то кормил голодных. Александр выступал в женской колонии. С этого и начали разговор — о музыке, детстве и Москве.

- Как вы в колонии оказались, да еще и в женской?

- В Донском мне предложили выступить перед заключенными женской колонии и поздравить их, это было накануне 8 Марта. Я понимал, что это благое дело, и поэтому согласился. Гитару взял — и поехал. А когда я увидел лица этих женщин, как они расцвели, когда Александр Гезалов и отец Косма (руководители Социального центра Святителя Тихона.  — «ЮГ») дарили им по тюльпанчику, это было так трогательно, что я...

- Тоже расцвели?

- Я просто понял, что это один из самых светлых артистических дней, потому что такой реакции никогда не получишь от обычной аудитории. Когда ты чувствуешь, что твоя песня нужна. Что-то спел из авторского своего репертуара, что-то из песен старого советского кино — «Весна на Заречной улице», «Старый клен». А награду я больше воспринимаю как аванс. Это не значит, что я теперь каждую неделю буду ездить по лагерям, но я понял, что это может быть одним из моральных каких-то обязательств перед самим собой.

- Какие еще нетипичные проекты были за последнее время?

- У меня есть три действующих музыкальных программы — это собственно «Ва-Банкъ», песни Вертинского и песни Утесова. Недавно я поучаствовал в фильме Аллы Суриковой «Любовь и сакс». Мне приятно, что я ей подсказал одну песню, которая вошла в фильм, а теперь может «уйти в народ», потому что жил рядом с нами на улице Шверника. А так как он сыграл очень большую роль в моей жизни, я думаю, что это была не случайная встреча.

- Помимо музыки чем увлекаетесь?

- Все свободное от музыки время я или провожу дома, или на природе. Чаще всего — это подмосковный участок в Купавне. Там я провел детство, это заповедное место, где моей душе лучше всего. Там я отдыхаю и пишу песни. Последние годы мне нравится путешествовать в пределах 4–5 часов езды на машине. Это города Золотого кольца. Мне интересно почувствовать атмосферу этих городов, зайти в храмы, что-то узнать. Я стал более осознанно путешествовать по России. Побывал на Алтае, на Соловках, на острове Анзер, который дал название первой песне на альбоме «Ястреб».

- Вы москвич в третьем поколении. Расскажите о самых любимых своих местах в столице.

- Одно из знаковых мест для меня — Фрунзенская набережная, где я родился. Там у нас была комната в коммуналке восьмиметровая. Часть географии моего детства — район станции метро «Академическая». Там я пошел в 45-ю школу. Потом мы переехали на улицу она очень красивая и пронзительная. Я ее исполнил в первый раз несколько лет назад в Барнауле на 85-летии Василия Шукшина в спектакле «Мастер». Она называется «Я жизнь люблю». Это стихотворение Арсения Тарковского, положенное на «Простую мелодию» Эдуарда Артемьева.

- Кроме Вертинского и Утесова, вы поете Высоцкого...

- В моем репертуаре около 50 его песен, большую часть помню с детства. Некоторые песни часто звучат на моих концертах: «Я не люблю», «Штрафные батальоны», «Особая рота», «Тот, который не стрелял». Кстати, одно из ярких впечатлений моего детства — столкновение на улице с Владимиром Семеновичем, который, как я потом узнал у его сына Никиты, Вавилова. Это второй мой любимый район — Воробьевы горы. И вот теперь — район, в котором я живу долгие годы — окрестности улицы Зорге, Ходынское поле, Серебряный Бор, Крылатское.

- Ваш сын не пошел по вашим стопам в музыку?

- Уже несколько лет он идет по пути художника. Он выработал свой стиль — в графике отрисовывает русские пословицы и поговорки. И назвал это «Словографикой». У него уже вышел альбом, туда вошли 100 лучших его работ. Ему столько же лет, сколько «Ва-Банку» — 31 год. Потрясающе, но факт: в том же возрасте, в котором я решил профессионально заниматься музыкой — в 28 лет, мой сын Петр решил стать художником. То есть тоже пошел ва-банк.

ДОСЬЕ

Александр Ф. Скляр — создатель и лидер группы «Ва-Банкъ», заслуженный артист России. С отличием окончил московскую гимназию № 45 им. Л. И. Мильграма и поступил в МГИМО. Работал дипломатом в КНДР пять лет, а потом пошел ва-банк и начал музыкальную карьеру. Соавтор детской книги «Петрович и Патапум в Волшебном Лабиринте».

Новости партнеров