Белый теплоход от шумной пристани отчалил

11 июля 2017 года. Курсанты (слева направо) Вячеслав Горковенков, Дмитрий Кочян, Виктор Василенко, Расим Гюлмамедов и Федор Иванников пройдут четырехнедельную практику на теплоходе «Николай Карамзин». Обратно они вернутся 6 августа. Фото: Пелагия Замятина
11 июля 2017 года. Курсанты (слева направо) Вячеслав Горковенков, Дмитрий Кочан, Виктор Василенко, Расим Гюлмамедов и Федор Иванников пройдут четырехнедельную практику на теплоходе «Николай Карамзин». Обратно они вернутся 6 августа. Фото: Пелагия Замятина

Десять курсантов Академии водного транспорта отправились в четырехнедельное плавание на туристическом теплоходе «Николай Карамзин». За это время ребята не только узнают, как правильно швартоваться и обращаться с судовой техникой, но и поймут, их ли это стихия. Корреспондент «ЮГ» выяснил, что ожидает будущих матросов.

ПРОЩАЛЬНЫЙ ГУДОК

Северный речной вокзал.

8:00. Слышны крики чаек.

Перед четырехпалубным туристическим кораблем на причале № 3 выстроились курсанты. Все — в белоснежных кителях и фуражках. Улыбаются. Для каждого — это первый выход на корабле.

— Будем учить. Пять человек отправим в машинно-котельное отделение, остальных — на палубу. Через две недели поменяем их местами, — говорит старпом Александр Гаврилов и отдает приказы экипажу.

Времени на любование красивыми пейзажами у ребят почти не будет. Им на ходу предстоит узнать все про котельные установки, как искать неисправности и даже предсказывать их.

— Швартоваться научатся, обращаться со шлюпками, правильно «вязать» швабру и драить палубу, — рассказывает куратор практики, педагог Сергей Крутиев. — И лишние отсеются. Был у меня студент... После рейса признался, что воду хочет видеть только в стакане.

За 28 дней практики курсанты пройдут маршрут до Санкт-Петербурга и обратно

19-ЛЕТНИЙ КУРСАНТ

— Хорошо, если перед отплытием пройдет дождик. Дорога будет чистой и не пыльной! — шутят бывалые матросы при погрузке багажа. Но погода солнечная. Лишь небольшие ватные облака тащатся по небу.

На часах 12:35.

Трап убран. Посадка закончена.

«Карамзин», отдав швартовы, отходит от причала. Звучит «Прощание славянки». Все 200 туристов на палубе машут оставшимся на причале. Курсанты не исключение — их провожают родители. На берег они сойдут только 6 августа.

После отплытия все разбредаются по каютам. Один из курсантов — 19-летний первокурсник Даниил Лебедев. Говорит, что в последнем классе школы долго думал, куда поступать.

— Хотелось чего-то необычного: ездить по городам, — делится курсант, аккуратно раскладывая вещи в каюте. За штурвалом Даниил стоять не хочет, душа лежит к другому — студенту
интересно «копаться» в технике, что-то чинить. Потому и пошел учиться на корабельного электромеханика.

— Любой матрос помнит свою первую практику, — рассказывает капитан Сергей Бербасов, а сам поглядывает, как боцман учит молодых правильно драить палубу. — Моя была в 1996
году. Вязали узлы, швартовались, спускали шлюпку на воду, гребли.

Многие считают профессию моряка романтичной. Ночью — звездное небо. Вечером — красивый закат. Новый день — новый город. Правда, есть одно но...

— Пришел ко мне журналист. Говорит, мол, хочу поработать матросом, чтобы прочувствовать всю «соль». Нарядил его в форму, дал ему швабру и заставил палубу драить. Не выдержал, сбежал.

ТОЛЬКО НАЧАЛО

«Карамзин» идет ровно. Рядом снуют редкие яхточки. Первое испытание у курсантов — понять задачи экипажа во время шлюзования. Потому все на палубе внимательно следят за действиями капитана и за тем, как стометровое судно замедляет ход перед шлюзом № 6 Канала имени Москвы. Любой промах — и теплоход может перевернуться либо удариться корпусом о стенки шлюза. На борту чувствуется еле заметная качка — падает уровень воды.

— Для некоторых практика на корабле — только начало пути, — отмечает Сергей Крутиев. — Обучение в академии рассчитано на получение морского диплома к окончанию, но не все студенты успевают освоить все компетенции именно на практике. И если они не будут стараться, то им придется еще учиться. И опять же — проходить практику.

Новости партнеров