Рэпер владеет «помоечной» аудиторией. Психолог объяснил, кому нужна эфирная ругань

Известный психолог, врач-психотерапевт Александр Федорович. Фото: "Вечерняя Москва"
Известный психолог, врач-психотерапевт Александр Федорович. Фото: "Вечерняя Москва"

Из глубокого андеграунда - в топы новостей: на днях одним из самых читаемых в интернете стало известие о "битве рэперов", которую посмотрели 4... 5... уже 10 миллионов пользователей. 

Любой спринтер позавидует скорости подъема в первые ряды доселе табуированных рэп-баттлов*. Кадры словесной стычки «гладиаторов» с замысловатыми никами Oxxxymiron и Гнойный (другой ник - Слава КПСС)**, которые публиковать без цензуры запрещено (да и откровенно стыдно), стали главной темой обсуждения не только для тысяч поклонников жанра, но и для миллионов обычных читателей.

Александр Федорович, известный психолог, врач-психотерапевт, в интервью корреспонденту газеты «Южные горизонты» рассказал о причинах внезапной популярности рэп-баттлов и проанализировал поведение исполнителей на «ринге». На экране монитора - замерший кадр из видеоролика; Александр указывает на зрителей:

- Видите, какая на видео вокруг реперов собралась толпа? У всех ее участников - примерно общий социальный уровень, возраст, одинаковая коммуникативная структура. Этот видеоролик набрал более 10 миллионов просмотров в интернете, но невозможно просканировать аудиторию, которая его посмотрела. Мы с таким же успехом можем говорить о 50 миллионах спиннеров, проданных в стране. И что, это новая субкультура? Нет, такие явления были и раньше.

Популярность в массах к реальному качеству не имеет никакого отношения

Рыцарские турниры когда-то собирали толпы. Теперь то же самое делают рэп-баттлы. Ведь мы понимаем, что те люди, которые раньше объединялись на улицах, продолжают это делать - только теперь в интернете.

На самом деле 10 миллионов просмотров – не так уж и много. Нашего президента в момент прямого включения смотрели условно 150 миллионов человек.

- Но почему два человека, оскорбляющие друг друга, вызывают такой большой интерес?

- Основная аудитория рэп-баттлов - это подростки. Для них очень важно объединиться в группу, найти внутри нее поддержку и понимание. Им необходимо изрекать свой протест, выражать его. Ведь подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый, его паспорт по сути ничего ему не дает.

Подросткам нужно либо разрешить сразу все, либо запретить. Такое мнимое наличие возможностей порождает желание протестовать. И тут выходит репер, который мерзко гнусит, сыпет скабрезностями, "поливает" своего оппонента. Это находит отклик в протестующей душе. Отсюда и секрет так называемой «популярности». То есть популярность в массах к реальному качеству не имеет никакого отношения. Для меня 10 миллионов просмотров – это реквием по социальной системе.

Рэп-батл Oxxxymiron против Гнойного. Фото: скриншот с видео
Рэп-батл Oxxxymiron против Гнойного. Фото: скриншот с видео

- Можно ли сказать, что массы притягивает в том числе и рейтинг 18+?

- Считаю, что идея возрастного рейтинга абсурдна. Ты едешь в машине и слушаешь радио, а тебе говорят - рейтинг 6+. То есть в шесть лет ребенку можно это слушать, а в пять нет?! Это условный механизм, который не отвечает никаким критериям и не несет никакой идеи.

Это все равно, что продавать сигареты людям от 18 лет. Не это нужно делать, а стоимость пачки увеличить до одной-двух тысяч рублей.  Я выступаю за дифференцированный подход. Допустим, все периодически слышат о гонках на «гелендвагенах». Про них рассказали раз, рассказали два... Полиция задерживает таких водителей. Но подростки слышат в этих новостях другое: гонки продолжаются, значит, есть люди, которые могут это делать неоднократно - ломать, нарушать правила.

10 миллионов просмотров – это реквием по социальной системе

В этом заключается опасность. Заинтересованные лица создают вброс ради рейтинга, предлагая делать самостоятельные выводы.

А выводов нет. Поэтому рэперы продолжают собираться и сквернословить. Поймите правильно, я не за тотальные запреты. Но в первую очередь я выступаю за структурность, а во-вторых - за цензуру. Если пара рэперов собралась в парке, то, может быть, по соседству провести занятие йогой или мастер-класс? Чтобы была альтернатива: послушать сквернословие или научиться йоге.

Мы постоянно сталкиваемся со странностями в нашей жизни. Я приезжаю на заправку, вставляю пистолет в бензобак, подхожу к кассе, а там написано, что заправка не работает! И ты чувствуешь себя дебилом, потому что кому-то было впадлу поставить ограждения. У меня возникает протест. А рэперы такими выступлениями подогревают его нецензурщиной.

С чем можно сравнить огромную популярность этого ролика? К примеру, Владимир Высоцкий набрал бы не 10, а 20 и 50 миллионов просмотров в интернете с гениальными песнями, которые разрезают социальные вопросы, словно автоген.

- Высоцкого любят миллионы людей, а рэп-баттлы – скорее андеграунд, который неожиданно для многих вышел на первые позиции. Те же спиннеры не несут никакого вреда обществу. Здесь другое дело, и никто это не скрывает.

- Есть такое понятие, как состав деяния. Это еще не преступление, но уже проступок. Здесь речь именно об этом. Если ресурс не запрещен, то должны быть администраторы, которые контролируют выходящий контент. Не думаю, что 10 миллионов просмотров остались «за кадром» у Роскомнадзора.

- Мы с вами сейчас смотрим отрывки баттла Oxxxymiron и Гнойного. Какие механизмы включаются в организме "сражающихся"? Что испытывают увлеченные зрители? 

- Поведение, которое нам демонстрируют сейчас на экране рэперы, характерно, к примеру, для спортсменов. Схоже себя чувствуют и зрители. По итогам одного из исследований игрок на поле, запасной игрок и фанат на трибуне испытывают абсолютно одинаковые ощущения. Регистрируются идентичные параметры - повышение артериального давления, учащение пульса и дыхания.

Рэп-батл Oxxxymiron против Гнойного. Фото: скриншот с видео
Рэп-батл Oxxxymiron против Гнойного. Фото: скриншот с видео

Тот же Oxxxymiron – по сути не рэпер, а спикер. Он умеет говорить, умеет держать аудиторию в напряжении. Он легко жонглирует словами, и это восхищает. Но не более. Тот же Михаил Задорнов делает все то же самое, и собирает миллионы зрителей. Он говорит очень тонко и тоже задевает глубинные механизмы в человеке. Только рэпер владеет «помоечной» аудиторией, а Задорнов – более интеллектуальной.

По по поводу "дуэлей" можно сказать, что все они по структуре в общем и целом одинаковы. Что между рэперами, что, к примеру, в программе с Владимиром Соловьевым. Разнится только содержание и подача. А когда люди в кадре матерятся, это привлекает больше внимания. Виной тому извращенное восприятие "свободы". В понимании толпы свободный человек – не тот, который увидит бумажку на газоне и бросит ее в мусорное ведро, а тот, который бросил ее, еще и харкнув рядом. И эта идея такими "баттлами", увы, поддерживается. Только в чем ее крутизна?!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

*Рэп-баттл (от англ. битва) - состязание двух исполнителей в жанре рэп, суть которого состоит в унижении оппонента при помощи специального рифмосложения. В классическом понимании рэп-баттл подразумевает словесный поединок между двумя рэп-исполнителями под ритмичный бит. Баттлы считаются одним из признаков высокой популярности хип-хоп исполнителей.

**Oxxxymiron, Гнойный - сценические псевдонимы рэперов Мирона Фёдорова и Вячеслава Машнова. Оксимирон вызвал Гнойного на соревнование (баттл) еще в 2016 году, поэтому данная "схватка" была одним из ожидаемых событий для приверженцев этой субкультуры. Рэп-баттлы считаются одним из признаков высокой популярности хип-хоп, рэп-исполнителей, поэтому подобные встречи проходят достаточно часто. В данной битве, которая состоялась 6 августа, участники схватки представляли разные стили, а также две разные площадки для баттлов.