Юрий Энтин: Я сочинял песни, фехтуя перед зеркалом

19 ноября 2012 года. Юрий Энтин в ГЦКЗ «Россия» на благотворительном проекте «Дорогою добра». Фото: Photoxpress
19 ноября 2012 года. Юрий Энтин в ГЦКЗ «Россия» на благотворительном проекте «Дорогою добра». Фото: Photoxpress

Песенку Водяного, с которой выросло не одно поколение мальчишек и девчонок, Юрий Энтин сочинил в чертановской коммуналке. Об этом поэт рассказал корреспонденту «ЮГ», вернувшись из речного круиза, куда он отправился на свой день рождения. На борту теплохода проходили его творческие вечера, а пассажиры в музыкальном салоне распевали известные песни, написанные за десятилетия творческой жизни Юрия Энтина.

— Я Водяной, я Водяной, поговорил бы кто со мной... Я написал эти слова, сидя в воде. Идею мне подкинул режиссер Гари Бардин, задумавший снимать свой «Летучий корабль». Я некоторое время тщетно пытался добиться от него, каков должен быть этот самый Водяной. Будет ли его характер веселым, шкодливым, злым? Бардин, которого достали мои вопросы, предложил самому залезть в воду и прожить состояние Водяного. Что я и проделал, погрузившись в коммунальную ванну, поставив рядом табуреточку, на которой лежали листочек и карандаш. Так родилась эта песня.

- Вы всегда столь ответственно относитесь к пожеланиям режиссера, с которым работаете?

- Всегда. Однажды ближе к ночи, уже облачившись в халат, я смотрел телевизор. Вдруг раздался телефонный звонок. Марк Анатольевич Захаров сообщил, что он в кругу друзей отмечает премьеру спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и что, собравшись произнести тост, понял, что никак не может это сделать в мое отсутствие. Просил незамедлительно прыгать в машину и ехать к нему в гости «в чем есть». Розыгрыши у нас были в чести — я и примчался «в чем есть» — в халате и тапочках.

- Это, кстати, ведь вы познакомили Захарова с Рыбниковым?

- Я. Мне повезло, я всегда работал с настоящими композиторами, в шутку называя их своей «могучей кучкой».

Я хорошо знал возможности Алексея Рыбникова, Евгения Крылатова, Давида Тухманова, Геннадия Гладкова, Максима Дунаевского, Владимира Шаинского… Идея познакомить Рыбникова с Захаровым у меня появилась давно, но Марк Анатольевич, которого постоянно осаждали потенциальные «сотворцы», оттягивал сей волнующий миг. Тогда я просто привел Рыбникова к Захарову домой, где Алексей Львович и исполнил ему свою «Балладу о нейтронной бомбе» на стихи Пабло Неруды. Решение было принято на моих глазах, и вско- ре в «Ленкоме» появились сначала «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а потом и «Юнона и Авось».

- Работа с «могучей кучкой» и стала причиной популярности ваших хитов?

- Безусловно. Знаете ли вы, что все они имеют мощное музыкальное образование и преподают студентам специальность в музыкальных вузах? Владимир Шаинский, например, учился у Каримова, который, в свою очередь, учился у Шостаковича. Алексей Рыбников в шесть лет написал своего «Багдадского вора», а учился у Арама Хачатуряна, который высоко его ценил и считал любимым учеником.

8 августа 2014 года. XXII фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Юрий Энтин с клоуном Леонидом Лейкиным. Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС
8 августа 2014 года. XXII фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Юрий Энтин с клоуном Леонидом Лейкиным. Фото: Елена Пальм / Интерпресс / ТАСС

- Я в вашем альбоме вижу много фотографий, на которых вы в невероятно красивых камзолах XVIII–XIX веков. Откуда эта склонность к театрализации?

- В юности я мечтал стать артистом. Одно из ярких детских воспоминаний — мы с мамой в войну оказались в Оренбурге. Туда же приехал эвакуированный Кировский театр. И мама привела меня на балет «Сказка о попе и его работнике Балде». На пушкинских строках: «От первого щелчка поп подлетел до потолка» артист-поп подпрыгнул, взлетел, а потом и совсем улетел за кулисы. Я был потрясен. И с тех пор стал что-то постоянно изображать перед зеркалом.

Позже пришел в институтский театр студенческой самодеятельности. И задолго до Калягина сыграл тетку Чарлей. Кстати, к спектаклям я писал песни и сам исполнял. Вот откуда страсть к костюмам. Я снова и снова хочу придумать новый образ, «влезть» в него и что-то новое узнать про героя. Например, песню «Кто на новенького» из фильма «Достояние республики» я написал, размахивая рапирой перед тем же зеркалом. Ее потом исполнил Андрей Миронов, попросивший дописать последний куплет, намекавший, что судьба его героя окажется печальной. Но я всегда стремился даже самые мрачные периоды, окрасить юмором и позитивом. Веселые стихи я писал везде, даже в больнице перед операцией.

- Что сегодня происходит с детской песней?

- Увы, но она исчезла с наших экранов и радиостанций. Ушли в небытие легендарные песенные детские коллективы, как хор Попова. Сколько я ни обращался во все инстанции, что нам необходима передача на ТВ, воз и ныне там. Это более обидно, что в разных странах возникают коллективы, исполняющие мои песни. Их поют на фестивалях 17 стран мира.

ДОСЬЕ

Советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист, член Союза кинематографистов России. Известен благодаря песням из кино и мультфильмов. Многократный лауреат всесоюзной премии «Песня года», лауреат премии имени Корнея Чуковского. Писал слова песен к мультфильмам «Бременские музыканты», «Ну, погоди!», «Зима в Простоквашино», «Приключения Буратино».

Новости партнеров