Ровесник революции

2010 год. Степан Саблуков дома с котом Кисаном. Фото: из личного архива
2010 год. Степан Саблуков дома с котом Кисаном. Фото: из личного архива

Пятого ноября Степану Саб лукову исполнилось бы 100 лет. Моряк, орденоносец, ветеран войны, ветеран подразделения особого риска, служивший на ядерном полигоне в Арктике.

Про таких людей говорят «настоящий человек». И он действительно был настоящим.

— Степан Никитович ушел из жизни 3 июня 2012 года в возрасте 94 лет. Боролся с болезнями и старостью до конца дней — терпел боли, пытался делать свою ежедневную, им же изобретенную гимнастику, хотя уже давно не мог ходить. Следил за политическими и общественными событиями в стране, смотрел телевизор, читал газеты, слушал радио, переживал за все в ней происходящее. Жаль, не дожил до возвращения Крыма, — рассказывает дочь ветерана Татьяна Степановна.

Он родился 5 ноября 1917 года, но отмечали его день рождения всегда 7-го, называя ровесником революции, чем в былые времена гордились и он сам, и его родные. В июне 41-го окончил военное училище и отправился на Черноморский флот, где получил назначение командиром 5-й боевой части (БЧ-5) тральщика БТЩ-27, базировавшегося в Одессе.

1940-е годы. Степан Саблуков с женой Еленой, дочками Леной и Татьяной. Фото: из личного архива
1940-е годы. Степан Саблуков с женой Еленой, дочками Леной и Татьяной. Фото: из личного архива

— Отец под шквальным огнем немцев ставил мины в устье Дуная, участвовал в высадке десанта в Евпатории, в конвоировании транспортных судов с войсками и вооружением на маршруте Одесса — Севастополь, — вспоминает Татьяна Степановна. — А после сдачи Одессы его БТЩ-27 перебазировался в Севастополь, где проводил корабли по фарватеру минного поля.

Этот бой Степан Никитович запомнил навсегда. 13 июня 1942 года у мыса Фиолент его тральщик атаковали сразу 27 юнкерсов! Корабль пытался маневрировать, крутиться, но как уйти от нападающих с воздуха самолетов? Вокруг корабля там и здесь вздымались огромные водяные столбы, палубу изрешетили осколки, экипаж откачивал воду, хлынувшую в трюмы, и пытался потушить вспыхнувший пожар... Увы, тральщик был бессилен и стал тонуть в трех километрах от берега. Половина экипажа к тому времени погибла...

Раненые вместе с командиром обреченного корабля отплывали на перегруженной шлюпке. Кругом рвались бомбы, черноморская вода буквально кипела...

Степан Саблуков, сам раненный, до самого конца пытался потушить пожар на судне, но когда крен корабля достиг 45 градусов, был вынужден покинуть борт.

— Отец рассказывал, что, когда они отплыли на расстояние около 20 метров, корабль перевернулся и пошел ко дну, — вспоминает Татьяна Степановна. — Раненых тогда подобрали и отвезли на сушу рыбацкие суденышки.

Уже через три дня, 16 июня, перевезенный в Равелин для лечения раненый Степан Саблуков был назначен на разбомбленный, но державшийся на плаву тральщик «Гарпун». Перед ним стояла задача — восстановить все системы корабля и своим ходом отправить его в ремонт на Большую землю. А именно — в Поти, причем в кратчайшие сроки.

— Задача ремонта и транспортировки казалась практически невозможной, потому что бомбежки шли одна за другой, — рассказывает Татьяна Степановна.

1944 год, город Поти. На тральщике Никита Миронов. У Степана Саблукова остались 3 внучки, 2 правнука и 1 правнучка. Фото: из личного архива
1944 год, город Поти. На тральщике Никита Миронов.  Фото: из личного архива

Однако она была выполнена! С разными трудностями и приключениями «Гарпун» прибыл в Поти.

В марте 1945 года Степана Саблукова назначили дивизионным инженер-механиком в спецкоманду по приемке ленд-лизовских кораблей США. После разгрома японцев дивизион тральщиков перебазировали в Порт-Артур, где Степан Никитович служил на военно-морской базе.

В 1950 году Степан Саблуков поступил на электротехнический факультет Военно-морской академии кораблестроения и вооружения в Ленинграде. Окончив ее, инженер-капитан 1-го ранга Саблуков был направлен в Москву, в шестое управление Центрального аппарата военно-морского флота, на которое и было возложено проведение ядерных испытаний. В 1964–1968 годах он работал непосредственно в Арктике, на архипелаге Новая Земля, где они и проходили.

— На Новоземельском полигоне отец работал в качестве заместителя начальника по научно-исследовательской работе. Занимался организацией и проведением воздушных, подводных и подземных ядерных испытаний, — рассказывает Татьяна Степановна.

В 1968 году Степана Саблукова комиссовали по состоянию здоровья, но он продолжил служить России и почти до 80 лет работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте оптикофизических измерений — в основном «на космос».

Вот таким он был человеком — Степан Никитович Саблуков. Воевал за страну и всю жизнь служил ей по мере сил.

 

ДОСЬЕ:

У Степана Саблукова остались 3 внучки, 2 правнука и 1 правнучка. Родные бережно хранят награды деда и прадеда, среди которых пять орденов Красной Звезды, три ордена Отечественной войны - один первой степени и два - второй.

Новости партнеров