Русские в Берлине: балетная школа Южного округа «Армида» покоряет Европу

Солистки творческого коллектива «Армида» Екатерина Хиргер, Ульяна Ефимова, Мария Полунина и Виктория Мартьянова выполняют экзерсис у станка. Фото: Анастасия Бунтова
Солистки творческого коллектива «Армида»  (справа налево) Екатерина Хиргер, Ульяна Ефимова, Мария Полунина и Виктория Мартьянова выполняют экзерсис у станка. Фото: Иван Деденев

Театр дес Вестенс — один из ведущих музыкальных и опереточных в Берлине — с 15 по 19 февраля откроет свои двери для молодых танцоров со всего мира. За кулисами прошуршат итальянские пачки, с тихим писком затянется шнуровка на французских корсетах, бесшумно с носка на пятку опустятся испанские пуанты. Артисты соберутся на Международном хореографическом фестивале TANZOLYMP. Среди участников будут воспитанники русской балетной школы — творческий коллектив «Армида» из Южного округа Москвы.

В 2017 году москвичи уже выступали на подмостках Театра дес Вестенс. Европейскому зрителю было представлено лучшее из репертуара: сцена «Сад Флер де Лис» из балета «Эсмеральда» итальянского композитора Цезаря Пуни и «Адажио» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского. Тогда дебют учеников солистки театра «Кремлевский балет» Марии Тимофеевой принес России золотую медаль в номинации «Классический танец». Воспитанницы коллектива Ульяна Ефимова и Мария Полунина получили специальный приз жюри и сертификат на обучение в хореографической школе Цюриха.

Елена Маркова, администратор творческого коллектива «Армида»:

— Впервые отборочный тур TANZOLYMP прошел в Москве в октябре 2016 года. Выступив в нем, коллектив выиграл спецприз — бесплатное участие в XIV Международном фестивале TANZOLYMP с проживанием в Берлине.

Юные артистки на занятии в балетном зале Территориальной клубной системы «Орехово». Фото: Анастасия Бунтова
Юные артистки на занятии в балетном зале ТКС «Орехово». Фото: Иван Деденев

В балет, минуя каток

Творческий путь коллектива «Армида» продолжается уже восемь лет. Все началось с создания в сентябре 2010 года на базе физкультурно-оздоровительного комплекса «Русь» балетных классов, первыми учениками которых стали дети спортсменов-фигуристов. Через год школа приобрела официальное название «Балетная студия "Армида"». Со дня основания и до сих пор ее бессменным руководителем является солистка театра «Кремлевский балет» Мария Тимофеева.

Мария Тимофеева, руководитель творческого коллектива «Армида»:

— Задача педагога — обучить детей классическому балету в соответствии с программой хореографических училищ. За основу высококвалифицированной подготовки, с правильной и сильной техникой, берется метод Агриппины Вагановой. Помимо этого, каждый из учеников осваивает курс историко-бытовой и народно-характерной хореографии под наставлением педагогов Территориальной клубной системы «Орехово» Вероники Варновской и Екатерины Степановой, посещает занятия по классу фортепиано и иностранному языку.

Руководитель творческого коллектива Мария Тимофеева следит за точным выполнением ученицами 4-го класса хореографического упражнения. Фото: Анастасия Бунтова
Руководитель творческого коллектива Мария Тимофеева следит за точным выполнением ученицами 4-го класса хореографического упражнения. Фото: Иван Деденев

Параллельно с подготовкой к большой сцене по методике Академии Русского балета имени Агриппины Вагановой юные артисты выступали в центрах соцзащиты, районных управах, школах и детсадах. Плоды усердной работы не заставили долго ждать: постепенно вырос профессиональный уровень танцоров, а вместе с ним — сложность исполняемых ими постановок. В 2014 году коллектив берет свой первый Гран-при на Международном фестивале-конкурсе «Созвучие». Танец неопытных пастушков сменяется масштабной работой над картиной из балета «Эсмеральда».

От «Дон Кихота» до «Корсара»

С победой в «Созвучии» творческий путь воспитанников Марии Тимофеевой дает новый виток. Профессионально окрепшие девочки наконец получают от наставника сольные партии — вариации Китри из балета «Дон Кихот» австрийского композитора Людвига Минкуса, одалиски и Медоры из «Корсара». В репертуаре «Армиды» появляется красивый и сложный номер «Оживленный сад». С ним в 2016 году коллектив покоряет жюри Международного конкурса «Щелкунчик приглашает» в Екатеринбурге, а затем Всероссийскую «Волшебную туфельку» в Москве.

Сцена «Розовый вальс» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского в исполнении юных воспитанниц творческого коллектива «Армида» под руководством солистки театра «Кремлевский балет» Марии Тимофеевой. Видео: предоставлено творческим коллективом «Армида»

Мария Тимофеева, руководитель творческого коллектива «Армида»:

— Для учениц это будущая профессия. Вопреки всем испытаниям они всерьез хотят связать свою жизнь с балетом. За семь лет существования школы встречались и те, кто быстро отсеивался, не мог преодолеть себя. Но девочки, оставшиеся в коллективе, планируют и дальше служить балету.

Одна из солисток и лучших воспитанниц студии «Армида» Виктория Мартьянова. Фото: Анастасия Бунтова
Одна из солисток и лучших воспитанниц школы Виктория Мартьянова. Фото: Иван Деденев

В декабре этого же года «Армиде» официально присваивается статус «Московского городского творческого коллектива». К тому времени балетная студия уже входит в состав Детской школы искусств №10, продолжает ежемесячно выступать в домах культуры (традиционные концерты в Культурном центре «ЗИЛ» к 23 февраля и 8 марта), на открытых городских площадках (в музее-заповеднике «Царицыно» и усадьбе «Кусково» на День города) и благотворительных концертах. Но главные достижения ее участников еще впереди.

Путь к германскому Олимпу

Конец 2016 года ознаменовался для коллектива приглашением на выступление в Государственном Большом театре. Дебют в престижнейшем зале страны состоялся спустя несколько месяцев. Подмостки Бетховенской сцены казались скользкими и вздрагивали каждый раз, когда под ними через Театральную площадь проходил поезд метро. Вслед за дебютом начали поступать другие авторитетные предложения.

Однако, переживая успех на сцене, за ее пределами артисты «Армиды» сталкивались с трудностями даже в проведении обычных репетиций. Организационные моменты, связанные с поиском и наймом помещения для занятий, решала сама Мария Тимофеева. Когда хореографическую студию посетил народный артист России и художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин, первым, что он выразил юным коллегам, было удивление. Мэтр не понимал, как можно готовиться к предстоящим концертам на пятачке в 20 квадратных метров с настолько непредусмотренными для этого условиями.

Впрочем, ни необходимость аренды танцевального класса, ни ограниченный бюджет на костюмы не помешали коллективу вскоре стать полноценным участником мировой балетной жизни. В феврале 2017 года он едет на конкурс TANZOLYMP в Берлин и возвращается оттуда с победой.

Занятие в балетном классе. На вопросы отвечают солистки творческого коллектива «Армида» Ульяна Ефимова и Мария Полунина. Видео: Иван Деденев

Елена Маркова, администратор творческого коллектива «Армида»:

— Пока в копилке «Армиды» одна поездка в Германию. В России же ученики брали Гран-при в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве.

Ученицы 4-го класса балетной школы «Армида» готовятся к фестивалю TANZOLYMP. Фото: Анастасия Бунтова
Ученицы 4-го класса школы «Армида» готовятся к фестивалю TANZOLYMP. Фото: Иван Деденев

По Домодедовской в Театр дес Вестенс

TANZOLYMP является одним из самых масштабных хореографических фестивалей в мире. Благодаря ему в Европу из разных стран собираются лучшие детско-юношеские коллективы классического, народного и современного танца. В рамках конкурса дети не только презентуют свои работы более чем двадцати членам жюри, но и участвуют в совместных репетициях и мастер-классах. Сейчас воспитанники Марии Тимофеевой готовятся ко второй в своей карьере заграничной поездке и пятнадцатому, юбилейному, фестивалю TANZOLYMP.

Ощутимую поддержку в этом юным артистам оказывает Галина Долгашова, заслуженный работник культуры России и директор Территориальной клубной системы «Орехово». В госучреждение района Орехово-Борисово Южное школа «Армида» вошла в сентябре 2017 года. Специально для нее на Домодедовской улице был оборудован балетный зал в 100 «квадратов».

Галина Долгашова, директор Территориальной клубной системы «Орехово»:

— Мы давно мечтали сделать в Клубной системе «Орехово» балетный зал и предложить его Марии Владимировне для репетиций. До 2017 года у коллектива не было необходимой для тренировок площади. За лето прошлого года в филиале ТКС на Домодедовской провели ремонт. Помещение оборудовали непосредственно под занятия балетом: пол покрыл особый линолеум для пуантовой техники, на стенах и вдоль них появились новые зеркала и двухуровневые станки.

Выполнение танцорами упражнений партерного станка по системе Бориса Князева. Фото: Анастасия Бунтова
Выполнение танцорами упражнений партерного станка Бориса Князева. Фото: Иван Деденев

Приятная суета

Уже в феврале берлинская публика Театра дес Вестенс увидит в исполнении москвичей «Розовый вальс» из балета «Щелкунчик» и «Оживленный сад» из «Корсара». С собственными вариациями выступят солистки коллектива Ульяна Ефимова, Мария Полунина, Виктория Мартьянова.

Пока девочки работают над техникой танца, портняжные мастерские столицы, сотрудничающие с труппами Большого театра, Кремлевского дворца, театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, занимаются пошивом их костюмов. У остальных танцоров «Армиды» они давно готовы.

Мария Тимофеева, руководитель творческого коллектива «Армида»:

— В костюмах бывают свои особенности. Например, у нас есть пачки дриад для картины «Сон» из балета «Дон Кихот» ярко-синего цвета. Они необычные, хотя в постановке ясно считывается, что все происходящее на сцене — сон, а сон не может быть ярким. Но мы решили сделать костюмы именно такими.

Несмотря на то, что график фестивальной программы TANZOLYMP очень плотный, воспитанники творческого коллектива надеются провести в Германии хотя бы вечер культурного досуга. Одни уже приобрели билеты в Берлинский театр оперы и балета на постановку «Дон Кихота», другие запланировали посещение Рейхстага и Национального музея.

Основное же время пребывания «Армиды» в Европе будет занято репетициями. Партерный станок, экзерсис в центре зала, движение в пуантах и бесконечное количество прогонов, главным результатом которых станет достойное представление России на международном танцевальном Олимпе.

Ученицы 1-го класса студии «Армида» надевают пуанты для репетиции танца дриад из балета «Дон Кихот». Фото: Анастасия Бунтова
Ученицы 1-го класса школы «Армида» надевают пуанты для репетиции танца дриад из балета «Дон Кихот». Фото: Иван Деденев

P. S.: Мария Тимофеева выражает искреннюю благодарность своему первому педагогу — солистке Большого Ташкентского театра Аиде Ермолаевой, наставникам Ларисе и Геннадию Ледях.