Марат Хуснуллин: Полуостров ЗИЛ станет комфортным городом

30 июня 2016 года. Заммэра Москвы по во- просам градострои- тельной политики и строительства Марат Хуснуллин. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
30 июня 2016 года. Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

В Южном округе столицы ведется грандиозный эксперимент по реорганизации промышленных зон. О переменах и перспективах в этой части города, возведении знаковых объектов в интервью «Южным горизонтам» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

ЗИЛ КАК ЯДРО РАЗВИТИЯ

Бывшие заводские территории до недавнего времени представляли собой для округа проблему: недействующие предприятия, невозможность пройти к набережным, плохая транспортная обеспеченность. Марат Шакирзянович, что уже сделано в этом направлении, какие работы предстоит выполнить?

Проект, реализуемый в Южном округе, действительно грандиозный, по своей масштабности он не имеет аналогов на сегодняшний день не только в Москве и в России, но и в мире. Речь идет о реорганизации промзоны ЗИЛ. По сути, строительство этого района сопоставимо с созданием нового среднестатистического города. Северную часть ЗИЛа уже активно осваивают инвесторы. Здесь строятся и жилье, и социальная инфраструктура, и недвижимость для создания рабочих мест, и все это обеспечено удобной транспортной доступностью. Дан старт и развитию южного участка ЗИЛа. Заводские цеха реконструируют и сделают из них общественные пространства. Принято решение фасады и планировку зданий сохранить для истории. По сути, мы рассматриваем ЗИЛ как ядро развития, как один из стратегических проектов Москвы на ближайшие годы.

О масштабности проекта лучше всего скажут цифры.

И их можно привести: с учетом прилегающих территорий в районе, который назван «Полуостров ЗИЛ», планируется к вводу более шести миллионов квадратных метров недвижимости за счет инвестора, а объем частных вложений составит ориентировочно 200 миллиардов рублей. Реорганизация промзоны ЗИЛ даст городу 45 тысяч рабочих мест и квартиры для 30 тысяч москвичей.

Будут ли сохранены высокотехнологичные производства на ЗИЛе?

ЗИЛ из заброшенной депрессивной территории будет превращен в новый комфортный современный район и, кроме того, станет новым культурным пространством Москвы. В соответствии с проектами планировки территории здесь развивается технопарк, действуют крупнейший спортивный комплекс, ледовая арена, плавательные бассейны, а на центральном бульваре строящегося района будут сосредоточены театры, музеи и концертные залы. Кроме того, в северной части территории ЗИЛа планируется строительство нового городского парка.

11 марта 2017 года. Станция «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
11 марта 2017 года. Станция «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Какова роль бюджетных инвестиций в этом проекте?

Город в свою очередь взял на себя все, что связано с транспортной составляющей такого огромного района, как ЗИЛ. Мы придаем этому вопросу огромное значение, потому что главное — обеспечить пешую доступность к удобным транспортным узлам, в первую очередь к метро, к Московскому центральному кольцу. Москва финансирует все работы по формированию на ЗИЛе удобной улично-дорожной сети.

А по каким стандартам проектируются новые улицы?

Улицы проектируются с расчетом на интенсивное пешеходное и велосипедное движение — с широкими тротуарами и безопасными пешеходными переходами.

В шаговой доступности от будущих жилых кварталов и другой инфраструктуры уже открыты и функционируют новая станция метро «Технопарк» Замоскворецкой линии и платформа «ЗИЛ» на Московском центральном кольце. Также разрабатывается проект планировки территории крупного транспортно-пересадочного узла «Технопарк». Построим его к 2020 году. Кроме того, будет построена новая эстакада через железнодорожные пути, а также связка между платформой «ЗИЛ» на Московском центральном кольце и станцией метро «Технопарк». Будет реконструирована Симоновская набережная от существующего участка до Третьего транспортного кольца и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Эта сеть позволит обеспечить удобную транспортную доступность к строящемуся парку развлечений в Нагатинской пойме, расположенной здесь же, в этом же районе.

ЗИЛ будет иметь не только внутреннюю связь, но и возможность свободно выехать в другой район?

Безусловно, развивая транспортную инфраструктуру, мы не замыкаемся внутри территории промзоны, ведь очень важно обеспечить «связность» кварталов ЗИЛа с соседними районами, в том числе и с расположенными на противоположных берегах Москвы-реки. У нас вообще долгое время районы, разделенные рекой, были фактически друг от друга отрезанными, и, чтобы добраться из одного в другой, нужно было искать обходные пути, тратя на это уйму времени. Теперь эта ситуация коренным образом изменится. Будут перекинуты мосты через старое русло Москвы-реки с выходом набережной через территорию Южного порта, а дальше — обогнув весь «Полуостров ЗИЛ», — к станциям метро Люблинско-Дмитровской и Кожуховской линий. Будет развиваться и водный транспорт.

С его помощью ЗИЛ будет соединен с центром города и новыми причалами в районе «Зарядья», где будут организованы регулярные пассажирские маршруты шаттлов. Таким образом, по воде добраться из парка «Зарядье» на ЗИЛ и обратно можно будет всего за 15 минут. А от Серпуховско-Тимирязевской линии метро будет открыта паромная переправа для прямой связи с кварталами ЗИЛа.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ТЕРРИТОРИЙ

Проект парка на территории ЗИЛа
Проект парка на территории ЗИЛа

Помимо ЗИЛа на территории Южного округа есть еще ряд промзон, которые также, уже сейчас, постепенно начинают превращаться в комфортные жилые районы. Есть уже такие примеры на юге столицы?

В конце прошлого года завершена реорганизация территории бывшего завода «Газстроймаш», расположенного в границах промзоны № 36 «Красный Строитель». Там возведен жилой комплекс «Варшавское шоссе, 141», детский сад на 220 мест, паркинг и торговый центр. Помимо этого, ведется строительство жилого комплекса «Аннино Парк», включающего в себя пять жилых домов, построенные на первых этажах детский сад и блок начальных классов. Это принципиальный момент — возводить социальные объекты, в первую очередь садики, школы, в шаговой доступности от жилья. Такая практика в последние семь лет реализуется в Москве повсеместно, и мы благодарны инвесторам, которые не только строят жилье, но и берут на себя траты на социалку.

БОЛЬШОЕ КОЛЬЦО МЕТРО

Марат Шакирзянович, мы уже начали говорить о транспортном развитии Южного округа. Какие станции возведут в округе в ближайшие три года?

В 2020 году мы планируем завершить строительство Южного участка Большого кольца метро от станции «Проспект Вернадского» до «Каховской», включая реконструкцию участка от «Каширской» до «Каховской». Общая протяженность этого отрезка — более шести километров, на нем будет расположено три станции: «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино».

Что даст округу строительство и ввод Большой кольцевой линии метро?

Таким образом будет создана скоростная беспересадочная связь между районами двух округов — Южного и Юго-Западного, и жители смогут значительно экономить свое время. Чтобы попасть из одного района или округа в другой, не нужно будет доезжать до центра, чтобы сделать там пересадку. Кроме того, это снизит загрузку южных участков действующих перегруженных линий метрополитена: Сокольнической, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской.

Но это только часть новой кольцевой.

Также проектируется и следующий участок Большого кольца метро — от «Каширской» до «Текстильщиков», он обеспечит удобную связь районов Южного округа с районами Юго-Восточного округа, позволит улучшить транспортное обслуживание тех, кто проживает или работает в таких районах, как Нагатинский Затон, Печатники, Текстильщики, Нижегородский и Лефортово, в общей сложности это 440 тысяч человек, являющихся жителями этих районов, плюс 390 тысяч — те, кто там работает.

Как новые станции облегчат движение на существующих линиях? Сколько сэкономят в пути пассажиры?

Люди смогут сократить затраты времени на поездку по городу на 10–15 минут, а загрузка таких линий метро, как Серпуховско-Тимирязевская, Замоскворецкая, Люблинско-Дмитровская и Таганско-Краснопресненская, за счет создания пересадочных узлов на Большой кольцевой линии значительно снизится. На пять-десять процентов снизится и интенсивность движения наземного транспорта в тех районах, по которым пройдет кольцо, а значит, станет меньше пробок, улучшится экология.

САМЫЕ КРУПНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Марат Шакирзянович, какие знаковые объекты построят в округе в ближайшие три года?

Из знаковых объектов в первую очередь следует назвать парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Уже в этом году будет сдана в эксплуатацию первая очередь этого уникального парка — первого детского всесезонного парка развлечений в стране. Он является своеобразным аналогом Диснейленда, но с учетом местных особенностей. Ни в Москве, ни в стране никогда не было парка для детей подобного уровня. По-настоящему выдающийся проект. Но там будет интересно проводить время не только детям, но и взрослым. На площади в 92 гектара в парке развлечений вне зависимости от погоды гости смогут кататься на аттракционах, отдыхать, заниматься спортом, проводить время в кафе и ресторанах.

Что собой будет представлять парк, который уже окрестили русским Диснейлендом?

Общая площадь «Острова мечты» составит порядка 300 тысяч квадратных метров — это сам крытый тематический парк развлечений, ландшафтный парк, многофункциональный концертный зал, мультиплекс на 14 залов, набережная с двухкилометровым променадом, детская яхтенная школа, четырехзвездочный отель на 410 номеров, парковка на четыре с половиной тысячи машино-мест.

И это целиком инвесторский проект?

Реализация данного проекта — яркий пример участия инвесторов в градостроительном развитии столицы. Парк возводится на средства девелоперов. Работы идут активно, четко по графику. Со своей стороны город, напомню, взял на себя работы по всей транспортной инфраструктуре. Ожидается, что парк смогут ежегодно посещать четыре миллиона человек.

Что еще построят на юге столицы?

Среди других знаковых объектов — ввод в эксплуатацию второй очереди Центра водных развлечений «Арена Легенд» на ЗИЛе, а именно — завершение строительства и открытие Комплекса водного спорта. Этот объект также возводят инвесторы в рамках комплексного освоения территории промзоны бывшего автогиганта. А еще на территории Южного округа, опять же на ЗИЛе, будет построена крупнейшая не только в Москве, но и в России экспериментальная школа-гигант, рассчитанная на 2,5 тысячи учащихся, с кванториумом.

Расскажите подробнее о самой большой школе на ЗИЛе.

Ее строительство профинансирует город. Эта школа станет частью комплексной застройки и будет органично вписана в архитектуру квартала. Такое решение было принято исходя из прогнозируемой численности населения будущего района на месте промзоны, чтобы обеспечить юных новоселов достаточным количеством учебных мест, а педагогов — работой, в пешей доступности от жилья. Эта школа сможет принять первых учеников уже в 2019 году.

Новости партнеров