Танцуй как звезда Болливуда

15 февраля 2018 года. «Студентки» студии болливудского танца Екатерина Капитоненко (справа) и Гузель Курпеева разбирают танцевальную связку из кинофильма «Зита и Гита». Фото: Пелагия Замятина
15 февраля 2018 года. «Студентки» студии болливудского танца Екатерина Капитоненко (справа) и Гузель Курпеева разбирают танцевальную связку из кинофильма «Зита и Гита». Фото: Пелагия Замятина

В это воскресенье, 4 марта, в ЗИЛе состоится мастер-класс по технике танца Шридеви, легендарной болливудской актрисы, сыгравшей за всю свою жизнь более чем в двух сотнях индийских фильмов. Проведет занятие Алина Ясмин, руководитель студии болливудского танца, собравшая под крышей культурного центра самых романтичных любительниц индийского кино.

...Игривая музыка, знакомая каждому советскому человеку с детства, танцовщицы в цветных сари с бинди, подпоясанные бусами, вносят в повседневное расписание культурного центра своеобразный бомбейский колорит. Для полной аутентичности в аудитории не хватает разве что индийских благовоний, превративших бы обычный сквозняк в ветер странствий, сулящий перемены, а также большую и обязательно драматичную любовь. Впрочем, сегодня в ЗИЛе и без благовоний любви хватает.

— Больше страсти, Катя! — командует хореограф.

Студентка танцевальной студии Катя Капитоненко смотрит на себя в одно из больших зеркал, вскидывает голову, скрещивает пальцы и делает влекущий жест, мгновенно преображаясь в воло окую восточную красавицу. Каждую неделю танцевальный зал на час становится филиалом болливудской фабрики грез. А Болливуд без страсти — это почти как луна без солнца, шипы без розы ну или как рис без карри.

— Болливудский танец отличает подача, — объясняет хореограф Алина Ясмин. — Танцовщица обязана быть еще и актрисой. Она не просто должна изобразить связку из восьми движений под музыку, а проиграть все, о чем поется в песне.

Другими словами, болливудский танцор — как суб-титры в фильме: его движения дублируют текст песни, и порой — слишком буквально.

— Катя, в песне говорится: «Я сделала бинди и накрасила глаза». Покажи это! — требует хореограф.

Девушка послушно подносит два пальца ко лбу, а затем — к глазам. Для пущей убедительности — подмигивает. У болливудских «субтитров» есть душа. И, в отличие от загадочной русской, индийская — очень кокетливая. На своих занятиях хореограф просит девушек ни на секунду об этом не забывать. Алина в курсе всех последних болливудских трендов: выйдя замуж за индийца, она де-вять лет ставила хореографию индийским артистам на съемочной площадке. Поэтому об особенностях национальной танцевальной культуры знает если и не все, то почти все.

— Болливудский танец очень изменился за годы, прошедшие с момента выхода «Зиты и Гиты», — уверяет хореограф. — И главную роль в этой перемене сыграл фильм «Танцор диско». Это был первый случай, когда болливудский танец заимствовал что-то из западной поп-культуры.

Впрочем, век танцора Джимми оказался недолог: сегодня от диско в болливудских танцах почти ничего не осталось — ему на смену пришли хип-хоп, фанк, модерн и другие модные западные направления, которые прекрасно ужились с самобытными ритмами индийских перкуссий и барабанов.

— Западная культура оказала влияние не только на танец, но и на киноиндустрию в целом, — уверяет Алина. — Так, например, изменились стандарты красоты индийских актеров. Если в «Зите и Гите» красавицы блистали пышными формами, то сегодня идеалом красоты является худая, но при этом не «испорченная» фитнесом девушка. Прорисованный пресс и накаченный бицепс — это скорее прерогатива индийских мачо, исполняющих роль главных героев.

Впрочем, если практиковать болливудский танец регулярно, то добиться индийского эталона красоты — несложно: очень уж он энергозатратный.

— По динамичности и эмоциональному накалу болливудский танец можно сравнить с аджарским, — считает Гузель Курпеева, одна из студенток студии.

Девушка танцует с детства, пробовать новые виды танцев для нее — хобби. Так, из любопытства она в свое время пришла на занятие в студию, да так и осталась — затянуло.

В то время как для другой участницы, Екатерины Милуевой, болливудский танец — это скорее возможность отключиться от повседневных проблем.

— Он как индийское кино, в которое можно погрузиться на пару часов и, переключившись, с энтузиазмом вернуться в реальность — к детям, мужу и родным российским сугробам, — уверяет де вушка.

Конечно, кому-то может показаться, что, как и кино, болливудский танец — наивен, где-то чрезмерен, а местами — фантастичен, но, по словам постоянных посетительниц танцевальной студии, он как витамин D зимой — сказка, которой порой так не хватает в обычной жизни.

КСТАТИ

Согласно историку Насрин Рехман, слово «Болливуд» появилось в конце XX века. Широкое распространение термин получил в конце 1990-х годов, когда индийские фильмы начали регулярно выходить в прокат в Северной Америке, Великобритании и Западной Европе, и официально вступил в английский лексикон в 2001 году, когда был включен в Оксфордский словарь. Авторство термина приписывают режиссеру Амиту Кханну и журналисту Бевинду Коллако.

Новости партнеров