Автобусу еще снится дорога

27 февраля 2018 года. Сотрудник механосборочного цеха № 6 Юлия Куклина показывает фото другого ЗиЛа-127, восстановленного в Таллине. Фото: Сергей Шахиджанян
27 февраля 2018 года. Сотрудник механосборочного цеха № 6 Юлия Куклина показывает фото другого ЗиЛа-127, восстановленного в Таллине. Фото: Сергей Шахиджанян

В столице приступили к реставрации раритетного автобуса марки ЗиЛ 1957 года — первого советского транспорта, созданного для междугородных рейсов.

— Автобус, который сейчас реставрируют, был найден в Ростове-на-Дону. И на десять лет «завис» на испытательной базе ЗиЛа в Конакове, — рассказал «ЮГ» ведущий специалист механосборочного цеха № 6 Владимир Харинов (на фото). — Потом еще несколько лет стоял у нас, в экспериментальном цехе где-то среди лимузинов и все ждал реставрации.

И вот дождался! Автораритет полностью из родных деталей. Фары, задние фонари, сиденья, мотор — все свое.

— Его прошлые владельцы добавили пару противотуманных фар спереди и дополнительные фонари сзади, — говорит Харитонов. — Придется заменить почти все стекла.

Дизайн ЗиЛа-127 — чисто самолетный, как и было принято в 1950-х — начале 1960-х использовать элементы с чертами авиапродукции. К тому же директор завода Иван Лихачев до Великой Отечественной войны учился в США, поэтому все машины ЗиЛа были похожи на американские.

ЗиЛ-127 был очень просторным, широким и светлым автобусом: 32 кресла, индивидуальные осветители и вентиляторы, шторки на окнах, салон с радиоприемником, дизельный двигатель. Всего был произведен 851 автобус, первые 30 из которых сделали в 1955 году, а последний — в 1961-м. Автобус, о котором идет речь, выпущен в апреле 1957-го, через год после смерти Лихачева.

Но массового выпуска, к сожалению, так и не удалось наладить — подвели размеры. Дело в том, что в 1957 году Советский Союз присоединился к международной конвенции автодвижения, согласно которой колея автобусов должны была составлять не более 2500 миллиметров. У ЗиЛ-127 она была шире на 180 миллиметров. Исправления вносить не стали. Главный защитник проекта Иван Лихачев уже покоился в Кремлевской стене, а правительство решило закупать импортные автобусы в Венгрии. Так страну заполонили «Икарусы». Но ЗиЛ-127 все еще продолжал курсировать на советских дорогах. По меркам того времени он был передовой моделью.

Впервые был применен гидроусилитель руля, двухконтурные, более надежные тормоза, у него был просторный салон и даже головной прожектор с мощной лампой.

До наших дней «дожили» только два таких автобуса — тот, что сейчас реставрируется, и другой, что находится в Таллине. Примечательно, что у последнего даже сохранилась фирменная эмблема «ЗиС» (Завод имени Сталина. — «ЮГ»).

— Работы — непочатый край, — говорит сотрудник механосборочного цеха № 6 Юлия Куклина. — Предстоит полностью разобрать автобус, проверить его несущие конструкции, изготовить новые лобовые стекла, отремонтировать дизельный двигатель — он был неэкономичен и расходовал 40 литров топлива на 100 километров. Главное, есть с чем работать, так как автобус находится в неплохом состоянии и после реставрации сможет радовать москвичей снова.

Юлия показала фото автобуса, восстановленного в Таллине. Надеемся, что через год или раньше и этот ЗиЛ-127 будет выглядеть ничуть не хуже!

Новости партнеров