Сокровищница истории

Экскурсо вод Екатерина Евстрахова. Фото: Пелагия Замятина
Экскурсо вод Екатерина Евстрахова. Фото: Пелагия Замятина

В этом году свой юбилей празднует один из главных памятников архитектуры столицы, бывшая царская резиденция, а ныне — музей-заповедник «Коломенское». К столь памятной дате — 95-летию со дня основания — площадка готовит целый цикл праздничных мероприятий. И одно из главных — открытие выставки «Загляни в сокровищницу музея». Оценить уникальные экспонаты, часть из которых выставляется впервые, отправилась корреспондент «ЮГ».

СПАСТИ ИСТОРИЮ

Экспозиция «Сокровищницы…», открывшаяся в выставочном зале Сытного двора, начинается с подлинных документов, рассказывающих о непростой истории зарождения музея. Его созданию, которое датируется 1923 годом, предшествовала череда событий.

— История первых дней музея существует бок о бок с историей некоего Петра Барановского, — рассказывает экскурсовод Лидия Чердинцева. — В свое время это был известный реставратор, историк и архитектор. В первые годы советской власти существование «Коломенского» стояло под большим вопросом. Барановский решился выступить перед властями с докладом, объясняющим историческую и культурную значимость этого памятника архитектуры.

1 марта 2018 года. Икона «Святая Троица» руки Симона Ушакова. Фото: Пелагия Замятина
1 марта 2018 года. Икона «Святая Троица» руки Симона Ушакова. Фото: Пелагия Замятина

И в 1923 году ему выдали мандат, позволяющий основать здесь музей.

Подлинник того самого мандата в развернутом виде представлен на первом стенде новой экспозиции. Рядом — объявление о том, что парк и все его памятники являются неприкосновенными. И следующий указ, окончательно определивший судьбу усадьбы, постановляет: все местные объекты подлежат национализации.

— С этого момента «Коломенское» переходит под защиту государства, — продолжает рассказ Чердинцева. — В первые годы существования музея Барановский жил прямо в стенах местных построек: так много у него было работы.

ПОПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ

Окрыленный успехом своей миссии, Барановский поставил новую цель: создать архитектурный музей. Уже в первые годы он начал активно свозить из своих многочисленных экспедиций по России новые экспонаты. Царские врата XVI– XVII веков из Ярославля, иконы XVII века руки Симона Ушакова, книга «Апостол», являющаяся одной из первых отпечатанных на станке — лишь малая доля музейных фондов.

— Среди главных достояний экспозиции — иконы в серебряных окладах, — утверждает экскурсовод. — В годы начала советской власти в стране был голод.

Следствием этого стала переплавка изделий из ценных металлов. Барановскому удалось сохранить многие шедевры.

Еще одним пристрастием создателя музея были произведения деревянного зодчества. В своих экспедициях он собирал целые фрагменты: двери, резные подзоры, наличники окон и даже корабельные доски.

— Причем это не были безвкусные однотипные рисунки, — утверждает Чердинцева. — Каждый признает, что это совершенно изумительная резьба, богатая на орнаменты и сочные краски. Вся русская культура жила яркими цветами.

И эти мотивы видны на одном из наших экспонатов — резной доске «Фараон и фараонка со львами», интерпретирующей религиозную историю о переходе израильтянами Красного моря.

ПРОШЛОЕ ТРЕБУЕТ РЕСТАВРАЦИИ

Разворот книги «Апостол» из типографии Ивана Федорова. Фото: Пелагия Замятина
Разворот книги «Апостол» из типографии Ивана Федорова. Фото: Пелагия Замятина

Однако все эти уникальные памятники были бы обречены, если бы не усилия местных реставраторов. Поскольку практически все представленные экспонаты в свое время активно использовались в обиходе, возвращение им первозданного облика требовало кропотливой работы.

— «Коломенское» как музей-заповедник не смогло бы существовать без штата реставраторов, — говорит Чердинцева. — Один из крупнейших проектов реконструкции — дворец царя Алексея Михайловича, открывшийся для посетителей в 2010 году. Для комплектования его интерьеров многое пришлось закупать. Например, что царь любил играть в шахматы. Так что специально для воссоздания атмосферы тех времен был закуплен набор немецких шахмат XVII века.

Здесь же — посольские дары, которые могли приподнести государю.

Отдельное внимание стоит обратить на реставрацию икон. Выставка показывает все необходимые этапы по воссозданию их первоначального облика. Деревянные, до блеска начищенные рамы на стенах словно вышли из-под руки мастера не далее чем вчера. На самом же деле их использовали в иконостасах еще во времена существования Симонова монастыря.

Здесь же — дамский туалетный столик из разных пород дерева, существенно пострадавший под гнетом времени. По словам Лидии, реставраторы, работавшие с этим экспонатом, признавались: материал сохранил даже запах женского парфюма.

— Какие чудеса могут совершать реставраторы, наглядно видно на примере еще одного экспоната — дарохранительницы, — продолжает обход выставки Чердинцева. — К нам она попала в крайне плачевном состоянии, что понятно по сопутствующим фотографиям. Спустя несколько месяцев работы ее очистили до золотого блеска.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Медный рукомой XVII века. Фото: Пелагия Замятина
Медный рукомой XVII века. Фото: Пелагия Замятина

95-летие «Коломенского» — дата историческая.

Множество мероприятий, постоянно сменяющие друг друга экспозиции и уникальные предложения для посетителей — это лишь минимальная программа.

— Благодаря научным разработкам и внедрению мультимедийных технологий музей стал одним из самых популярных в Москве, — сказал директор объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино» Сергей Худяков. — Его знают не только жители столицы, но и любители отечественной истории и культуры со всей России.

Зимой в честь юбилея администрация музея организовала цикл бесплатных экскурсий для всех желающих. 21 января впервые был открыт вход на верхнюю площадку церкви Вознесения Господня. Посетители также увидели оригиналы редчайших изданий XVI–XVII веков. А приуроченная к дате выставка «Загляни в сокровищницу музея» открыта до 1 июля.

ТОП-3

НЕОБЫЧНЫЕ ЭКСПОНАТЫ

1. Книги отзывов, которые начали вести в 1930-е годы. Примечательно, что после победы в 1945 году первую экскурсию посетила группа из пяти красноармейцев.

2. Камни церкви Вознесения. Шедевр XVI века, построенный при Василии III, до наших дней дошел усилиями Барановского. Он сохранил белый камень, которым было отделано ее здание. Среди экспонатов — фрагменты белокаменной резьбы великой церкви.

3. Крестьянские костюмы. Крестьяне Коломенского по тем меркам считались людьми зажиточными. А потому они могли себе позволить платки из мануфактурных тканей, шелковые платья, кожаные сапожки и даже зонтики с веерами.

Новости партнеров