Марк Захаров: Героям моих фильмов не чужда самоирония

26 октября 2017 года. Художествен- ный руководитель театра «Лен- ком», режиссер Марк Захаров на XXII Театральной премии «Мос- ковского комсомольца». Фото: Photoexpress
26 октября 2017 года. Художественный руководитель театра «Лен- ком», режиссер Марк Захаров на XXII Театральной премии «Московского комсомольца». Фото: Photoexpress

В нашем округе постоянно работает КиноКлуб. Недавно на одном из его заседаний участники обсуждали фильмы Марка Захарова. Марк Анатольевич является автором фильмов «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». Удивительно, что все снятые им картины на слуху, и каждая имеет оглушительный успех.

Марк Анатольевич, а как вы относитесь к успеху? И как он приходит?

Познать истинный успех — значит своевременно вписаться в отпущенное тебе время. Как это сделать — не знаю. Но точно знаю, что сегодня режиссерскую квалификацию в кинематографе можно определить в течение трех минут, посмотрев короткий фрагмент картины. Появление кинематографа очень многое изменило в нашей жизни, и в театре в том числе. Кино разрушило веками существовавшие святые условности, при этом тут же изобретя новые, ошеломило нас потоками правды, бьющими наотмашь по глазам, по чувствам. Благодаря кинематографу артисты стали говорить проще, тише, перестали лепить себе носы. А хорошо поставленные в театральных училищах громкие голоса стали даже вызывать раздражение. Чуткие профессионалы — артисты и режиссеры — тут же обернулись к неожиданным, пусть и экстравагантным,
но очень достоверным чертам в поведении людей. Таковые обычно снимаются скрытой камерой.

Художник должен дарить современникам будоражащую ум идею. Но в то же время подобные идеи всегда прокладывают себе дорогу благодаря борьбе, конфликту?

Да, но так ведь всегда было. И я уверен, что большинство великих выдумщиков свою трудную судьбу не стали бы менять на радости всеобщей популярности.

Как, например, ваш Барон Мюнхгаузен?

Григорий Горин, написавший сценарий фильма, следовал принципу, что персонаж современной комедии — вовсе не обязательно глупец. Шекспир некогда подарил нам мудрого ироничного шута с умными глазами. У нашего Олега Янковского в глазах тоже светился ум, да и выглядел он на экране достаточно забавно. Тонкий артист, он саккумулировал в себе и восторг сочинителя, и нашу печаль общую, и пафос истинного искателя правды.

В «Обыкновенном чуде» персонажи того же Олега Янковского, споря со своим Сочинителем, приходят сами, без его приглашения, и остаются. А способны ли созданные фантазией режиссера герои чему-то научить его самого?

Ну, Мюнхгаузен дал мне возможность до конца прочувствовать, что такое стихия кино. А еще оказал огромную услугу мне как театральному режиссеру. Я много размышлял над тем, что обычно врали и обманщики крайне редко вызывают у нас чувство симпатии, кроме разве что именно случая с Мюнхгаузеном. Конечно, был еще и незабвенный Остап Бендер (с произведением «12 стульев» я соприкоснулся в кинематографе несколько раньше). Бендер тоже подарил нам чувства, далекие от гнева. Великий Обманщик и Великий Комбинатор никак не упаковываются в стереотип отрицательных героев. Почему? Возможно потому, что исключения из правил играют в нашей жизни не меньшую роль, чем сами эти правила. Человечество подметило, что странная и еретическая на первый взгляд идея способна подтолкнуть счастливым образом общество к прогрессу.

Нашему Барону было глубоко наплевать на законы всемирного тяготения или термодинамики. Он вел себя крайне непочтительно в отношении незыблемых основ нашего мироздания.

Но, возможно, он и возник в нашей жизни, чтобы научить нас смотреть незамыленным глазом на любые явления, выходя за границы привычного восприятия? Смотреть смелее, шире? Возможно, в таком человеке сидит не просто враль, а талантливый просветитель? Или поэт? Бунтарь? Насмешливый писатель-фантаст? А может, даже и наставник? Способный осмысливать окружающую действительность и себя с юмором?

Похоже, что юмор, которым столь щедро приправлены ваши фильмы, — главный наш биограф и одновременно мощный защитный механизм, позволяющий сделать так, чтобы крыша нашего сознания не поехала вперед и немножко влево?

Лучи юмора любое пугающее явление делают жалким, самые отвратительные качества — смешными. Когда люди смеются, они уже созидают. Замечено, что смех — это путь к самым святым порывам человечества, история знает тому немало примеров.

Герои моих фильмов не чужды самоиронии. И такие писатели, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Зощенко, Ильф и Петров, Аверченко, умели подмечать смешное в нашей жизни, поднимаясь над собой и аудиторией. Хотя замечено, что чем стремительнее художник над ней поднимается, чем больше опережает свое время, тем большие трудности у него появляются в отношении гонораров и аплодисментов. И здесь мы снова возвращаемся к первому вопросу «об успехе», познать который означает «своевременно вписаться в это самое время». Что это такое, я по-прежнему не знаю.

ДОСЬЕ

Марк Захаров — режиссер театра и кино, актер, сценарист, народный артист, лауреат Государственной премии СССР и трех Государственных премий России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Новости партнеров