Песни, которые играла бабушка

17 сентября 2016 года. Сергей Старостин выступает на церемонии закрытия VI Сахалинского международного кинофестиваля «Край света». Фото: Екатерина Чеснокова/РИА новости
17 сентября 2016 года. Сергей Старостин выступает на церемонии закрытия VI Сахалинского международного кинофестиваля «Край света». Фото: Екатерина Чеснокова/РИА новости

Сергей Старостин, которого мы застали на репетиции в студии на Варшавском шоссе, — не только знаток народных музыкальных инструментов, но и известный исследователь русского фольклора. Он проехал десятки деревень, записывая у старожилов песни, которые пели наши предки. Некоторые из них послушал и корреспондент «ЮГ».

БЕЗ НОТ И АККОРДОВ

Интерес к музыкальной культуре народа Сергею привила еще бабушка.

— Я несколько лет прожил вместе с ней в деревне под Тулой, — говорит Сергей Николаевич. — Все основные события жизни сопровождались пением. И бабушка моя пела и играла. Спустя годы студент Сергей отправился от Московской консерватории в этнографическую экспедицию в Рязанскую область на фольклорную практику.

— В одной из деревень жила крестьянка баба Нюша. Она пела с поразительной легкостью и умением. Для меня это стало настоящим откровением, — вспоминает этнограф. — Оказалось, что где-то в глухой деревне люди, не зная нот и аккордов, поют естественно, незаученно.

ЧАСТУШКИ ДЛЯ ВСТРЕЧ И РАССТАВАНИЙ

Позже Старостин побывал в полусотне экспедиций, собрал около трех тысяч песен и старинных напевов.

— В каждом регионе свой тип многоголосья, даже тембр голоса у сельчан отличается, — говорит Сергей. — А в Рязанской или Пензенской области, соседствующих с Мордвой, коллективы поют очень похоже на республиканские. Отличия только в словах. То же можно сказать и о жителях Республики Коми, которые на свой лад исполняют русские частушки.

Частушки вообще — один из самых популярных жанров фольклора. Вопреки общим представлениям, они не всегда веселые.

— Бывают лирические, романтические и хулиганские частушки, — перечисляет Сергей. — Их могли петь и на проводы в армию, когда боец покидал отчий дом.

БОГАТСТВО НАРОДА

Каждая встреча с поющим агрономом или ветеринаром, дояркой или пастухом, плотником, кузнецом или просто старушкой для Старостина — событие. Этнограф останавливался в доме у местных жителей, помогал по хозяйству. А они делились с ним песнями, которые жили в их семьях поколениями.

— В студенчестве мы объясняли, что запись старинных песен — это наше задание. Бабушки снисходительно, с пониманием к этому относились и могли петь, просто чтобы мы получили хорошие оценки, — говорит Сергей Старостин. — А сейчас нужен человеческий подход, общение. Мне очень запомнилась вяземская мастерица пения Аграфена Осиповна Бобнева. Необычайно талантливая, она передала нам много песен. В 1983 году, когда я познакомился с ней, ей было уже 70. К столетию Аграфены вместе с пермскими энтузиастами в память о ней мы поставили музыкальный спектакль. Встречая таких, как она, я и сейчас не перестаю удивляться, насколько богата культура нашего народа.

Новости партнеров