Анатолий Кролл: Я тот самый Костик — герой фильма «Мы из джаза»

29 мая 2014 года. Анатолий Кролл во время юбилей- ного концерта «70 + 80 = джаз». Фото: Сергей Кузнецов/ РИА Новости
29 мая 2014 года. Анатолий Кролл во время юбилейного концерта «70 + 80 = джаз». Фото: Сергей Кузнецов/ РИА Новости

Недавно народный артист России Анатолий Кролл отметил 75-летие. О том, что его связывает с героем фильма «Мы из джаза» — первой кинокартины, к которой он писал музыку, — дирижер рассказал корреспонденту «ЮГ».

Анатолий Ошерович, у вас в этом году двойной юбилей: вторым знаменательным событием стало 60-летие творческой деятельности. В чем секрет вашей бодрости и хорошего настроения?

С того момента, как музыка вошла в мою жизнь, а было это очень давно, нахожусь под действием этой «вакцины». Всю жизнь занимаюсь музыкой, и она для меня все. В 17 лет уже руководил оркестром в Узбекистане.

Говорят, что я стал самым молодым руководителем оркестра за всю мировую историю. Как ни странно, но в семье никто до меня не имел отношения к музыке. Папа — строитель, мама — домохозяйка.

Тогда расскажите, как это случилось?

Во время Великой Отечественной войны мою семью эвакуировали из Харькова в Челябинск. Там я и родился в 1943 году. Приехали почти без вещей. Сначала в бараке, где мы жили, появилась старенькая мебель, а после нее — пианино. Однажды я подошел к нему, поднял крышку, нащупал замерзшими пальчиками клавиши и стал что-то наигрывать. С тех пор лучшее, что было в моей жизни, связано с музыкой.

С какими главными трудностями в жизни вы столкнулись? Очень трудно было моим родителям. Папа был успешным специалистом в Харькове, а на Урале все «отстраивали» заново. Им пришлось начинать жизнь с чистого листа.

Мое самое главное испытание было связано с тем, что за увлечение джазом (как тогда говорили, «вредной музыкой») меня выгнали из музыкального училища в Челябинске. Сегодня, оглядываясь назад, могу сказать, что это оказалось благом. Если бы я окончил училище, стал бы заурядным пианистом в Челябинске или другом провинциальном городе, а так у меня были дерзость, амбиции, желание играть джаз любой ценой.

На вашем юбилейном концерте в Доме музыки Карен Шахназаров сказал о вас много теплых слов. Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве.

С Кареном мы сделали семь картин, которые полюбили зрители. Потом он стал снимать фильмы с политическим подтекстом, и музыку к ним писали другие композиторы. Наши общие с Кареном фильмы — очень человечные, добрые, в них много юмора и музыки. Люблю Карена еще за то, что в нем нет эпатажности. Сейчас я готовлю вечер, на котором будут исполняться все произведения из фильмов Карена Шахназарова. Но это будет осенью.

Есть ли между Костиком, героем фильма «Мы из джаза», снятого Кареном Шахназаровым, и вами общие черты? Можете ли назвать себя его прототипом?

Только отчасти. У него похожая судьба: его, как и меня, за увлечение джазом выгнали из музыкального училища. Но об этом факте я узнал уже на съемках фильма. Он по-человечески мне симпатичен. Но на этом наше сходство заканчивается.

Кстати, сцена из фильма «Мы из джаза» снималась в «Царицыне»?

Да, только я не участвовал в съемках. Я очень люблю старинные усадьбы Москвы и Подмосковья, особенно с такой историей, как у «Царицына ». Но сейчас моя жизнь сосредоточена на музыке: концерты, фестивали, студенты. Друзьям тоже нужно уделить внимание.

А с кем из артистов дружите, если не секрет?

Со всеми, с кем работал и работаю всю жизнь. Со многими музыкантами наши отношения стали уже почти родственными. А врагов у меня нет.

Вы уделяете большое внимание не только концертной, но и педагогической деятельности. Ваши ученики выступают и в России, и далеко за ее пределами. И на юбилейном концерте они тоже вас поздравляли.

28 февраля 2015 года. Дирижер Кролл (справа) на репетиции фе- стиваля «Очарова- ние джаза». Фото: Юрий Машков/ТАСС
28 февраля 2015 года. Дирижер Кролл на репетиции фестиваля «Очарование джаза». Фото: Юрий Машков/ТАСС

Большинство участников джазовых коллективов, принимавших участие в концерте, — это мои студенты, выпускники джазовой кафедры Академии музыки имени Гнесиных, где я руковожу оркестровым классом. Поэтому здесь между нами присутствует какоето особенное родственное ощущение и огромное желание увидеться друг с другом. Хочу отдельно упомянуть Ларису Долину, которая считает себя моей ученицей и часто называет меня «мой гуру ». Наш совместный творческий путь начался еще в 1970-х годах.

Большое значение в ее творческом росте и по пулярности сыграли наши проекты и фильмы, в создании которых она участвовала, «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх».

Нас с ней по сей день связывают очень теплые отношения.

Даже в указе президента Российской Федерации о присуждении звания народного артиста России наши фамилии стояли рядом.

Следите ли вы за фильмами молодых режиссеров? Возможно, пишете музыку к фильмам дипломников?

Я член правления Гильдии кино, и все кинопроцессы отслеживаю. Сейчас музыку к фильмам почти не пишу. Но если фильм интересный и я им проникнусь, готов сочинить музыку.

Простите, а вы можете написать музыку к студенческому фильму бесплатно?

Деньги меня никогда не интересовали и не интересуют. Мне жаль людей, которые помешаны на деньгах. Это самое мелкое и неинтересное, что есть в нашей жизни. Меня интересовали только чувства, идеи, мысли, поиски смысла.

Каким правилом вы руководствуетесь в жизни?

Надо уметь улыбаться при любых обстоятельствах и не погружать себя в уныние. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь, — как сказал герой фильма Марка Захарова «Приключения барона Мюнхгаузена».

ДОСЬЕ

Джазовый дирижер, композитор, пианист, аранжировщик Анатолий Кролл приобрел международную известность, будучи одним из самых молодых и успешных руководителей оркестра СССР. Многим запомнилось участие оркестра в фильмах «Мы из джаза» и « Зимний вечер в Гаграх». В 2003 году на «Площади Звезд» в Москве заложена именная звезда в его честь.

Новости партнеров
Мы с соцсетях
Полезные ссылки