Тюфелева роща: курорт вместо промозоны

Гостья парка, исполнительница русских народных песен Мария Терунова прогуливается по парку и восхищается окружающей красотой. Решила сделать фотосессию со своим главным компаньоном в песнях — балалайкой. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Гостья парка, исполнительница русских народных песен Мария Терунова прогуливается по роще и восхищается окружающей красотой.  Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Совсем недавно в социальных сетях объявили, что на территории промзоны «ЗИЛ» появился парк «Тюфелева роща». Официального открытия еще не было, тем не менее, люди уже идут через стройку по бездорожью, чтобы прогуляться по новому пространству. Корреспондент «ЮГ» решила разведать обстановку и понять, чем все-таки парк привлекает внимание.

Поезд МЦК подъезжает к станции «ЗИЛ». Среди стройки и заброшенных зданий бывшего завода виднеется островок рая — «Тюфелева роща». В социальных сетях пишут, что это лучший парк, который они видели в Москве.

— Парк отличный, чего там только нет: батуты, горки для скалолазания, воркаут-зона, спортивные площадки. А какой пруд! Спокойно, тихо и хорошо. Для детей развлечения есть и для взрослых, — пишут пользователи социальных сетей.

Тихое место среди стройки

Сначала при входе в парк нет обещанного ощущения спокойствия, потому что позади тебя проезжая часть и МЦК, а вокруг — стройка. Но если пройти чуть дальше... Появляется чувство, что попал на курорт или приехал в гости «на Рублевку» к богатому другу. Ноги сами тебя ведут по каучуковому покрытию, из которого сделаны тропинки, по краям словно раскинулись луга. На зеленые зоны парка выделили более половины пространства из общей площади парка в 10 гектаров. Более 700 деревьев, три тысячи кустарников и 11 тысяч цветников. По краям сделали возвышенность, и теперь она закрывает вид бывших заводов и строящегося жилого квартала. Шума, кстати, не слышно.

Посреди стройки в глубине парка находит настоящая тихая гавань — пруд. Эффект "голубой лагуны" достигается с помощью пятиступенчатой системы очистки воды. Не смотря на все желание, купаться там нельзя. Пруд создан для красоты. Фото: Михаил Колобаев, «Вечерняя Москва»
Посреди стройки,  в глубине парка находится настоящая тихая гавань — пруд. Эффект «Голубой лагуны» достигается с помощью пятиступенчатой системы очистки воды. Не смотря на все желание, купаться там нельзя. Фото: Михаил Колобаев, «Вечерняя Москва»

Сердце парка

Центром притяжения посетителей стал искусственный пруд с лазурной водой. Застройщики говорят, что вода там очищается пятиступенчатым фильтром, это создает эффект «Голубой лагуны». Сам пруд декоративный и купаться в нем не стоит. У воды установили скамейки и большой навес (пергола), чтобы укрыться от палящего солнца. Пергола идет вдоль всего парка. На другом его конце можно забраться на смотровую площадку, почти такую же, как в «Зарядье», но с видом не на Москву-реку, а на просторы Тюфелевой рощи.

— Место очень умиротворяет, если сидеть у воды. Кажется, будто время остановилось. Как говорится: «И пусть весь мир подождет», — смеется Арина Несмелова, посетительница парка. — Конечно, есть ощущения, что его еще не открыли, туалетов не видно, помещения закрыты. Но в этом и прелесть. Скоро сюда набежит народ и такого спокойствия уже не будет.

Юлия Данилова и Арина Ватлина (слева направо) посетили парк впервые. Не ожидали увидеть здесь батуты. Изначально пришли, чтобы полюбоваться прудом, но задержались около батутов на полчаса. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Юлия Данилова и Арина Ватлина (слева направо) посетили парк впервые. Не ожидали увидеть здесь батуты. Изначально пришли, чтобы полюбоваться прудом. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Игровая зона

Проходим чуть дальше от пруда. Тропинка нас ведет к пригоркам из каучука. Возвышенности разделяют зоны активностей. Приспособления для скалолазания, карусели, встроенные батуты. Даже самый великий нехочуха и вредина, прыгнув на него, мигом превращается в милого ребенка и улыбка украшает лицо сама собой.

Споривная зона сконцентрирована в северной части парка. Там три площадки для игры в мяч и воркаут зона, где более 15 тренажеров для тренировки всех групп мышц. Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Споривная зона сконцентрирована в северной части парка. Там три площадки для игры в мяч и воркаут зона, где более 15 тренажеров для тренировки всех групп мышц. Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Спорт всему голова

От игровой зоны до тренажеров путь лежит по тропинке, вдоль которой растет ряд молодых берез, кусты лилейника, поля гривастого ячменя, лютиков, васильков и ромашек. Тропинка эта ведет к большому корту для игр с мячом: футбол, баскетбол и волейбол. На соседней площадке размещены беговые дорожки, велотренажеры и приспособления для тренировки мышц рук, ног и торса.

Мнение автора: берегите окружающую вас красоту

Парк действительно хорош. Все, кто туда приходят, обязательно возвращаются. Но постепенно в парке стал появляться мусор, и с каждым днем его становилось все больше. Салат вперемешку с картошкой фри в клумбах, полиэтиленовый пакет с недоеденным хлебом, окурки на детской площадке, банки и бутылки. Отметим, что парк еще не открыт, пока что там нет охраны, которая запрещала бы все это делать. Ломать не строить — давайте бережно относиться к чужому труду. Иначе роща перестанет быть такой красивой и уютной, как бы нам хотелось.

А что здесь было раньше?

Еще задолго до революции XX столетия здесь были царские охотничьи угодья, которые называли «Тюфелева роща» По этим лесам с ружьем бродил Алексей Михайлович Романов, да и Петр I тоже сюда наведывался во время походов. Позже тут выстроили дачные домики. Жители Таганки и Замоскворечья очень любили гулять здесь. В XIX и XX веках темпы промышленности стали расти. Рощу постепенно начали застраивать. В 1916 году на территории приступили к возведению автомобильного завода имени Ивана Лихачева. Вековые сосны вырубались на топливо — в 1919 году рабочие Симоновой слободы изготавливали из них фонарные столбы для уличного освещения. Когда завод стал расширяться в 1931 году, от былого леса уже ничего не осталось, как и от жилой застройки.

Москвич Константин Кухаркин из Симоновской Слободы вспоминал в своих дневниках: «В Тюфелевой роще было три пруда: один — чистый, в нем купались, второй — сильно заросший, в обоих были караси, третий — «Постылый»… Рощу я знаю с детства. Я бегал туда купаться, за грибами, малиной и ловить карасей. Лес этот был какой-то особенный. Я видел там симпатичный домик — это домик князя-кесаря Ромодановского, у «Постылого» пруда, он пошел под контору завода».

Но и завод оказался не вечным. В 2016 году от бывшего ЗИЛа снесли последний цех, мимо которого пролегло Московское Центральное кольцо. Но зато из окна вагона поезда, доезжая до одноименной станции, снова появился пейзаж поля и луга, которые теперь попытались воссоздать в парке.