Алексей Емельянов: Дом-коммуна на Орджоникидзе — шедевр конструктивизма

13 августа 2015 года. Глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов на презентации клада времен Медного бунта. Фото: Евгения Новоженина, РИА Новости
13 августа 2015 года. Глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов на презентации клада времен Медного бунта. Фото: Евгения Новоженина, РИА Новости

Единый реестр объектов культурного наследия постоянно пополняется, в том числе зданиями, которые находятся на территории Южного округа столицы. А особое очарование здешним местам придают усадьбы и монастыри. О них и не только рассказал в интервью «ЮГ» глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

— Сколько объектов культурного наследия расположено на юге столицы?

На территории Южного округа расположено порядка 400 объектов культурного наследия. Уверен, что жители не только знают большинство из них, но и гордятся таким «историческим» соседством. Перечислить все просто не представляется возможным, поэтому я остановлюсь на самых знаковых. Среди ключевых и очень масштабных объектов культурного наследия я бы, конечно, сразу отметил два потрясающих усадебных ансамбля: «Коломенское» и «Царицыно». Безуслов но, они представляют ценность не только для Южного округа, и даже не только для Москвы, — люди со всей России приезжают сюда, чтобы ощутить себя гостем царского парка, возведенного несколько веков назад. Особую роль в оформлении округа играют прекрасные монастыри: Донской, Даниловский и Симонов. У каждого из них своя духовная история, и каждый до сих пор принимает в своих стенах прихожан. Кстати, на юге столицы расположен еще один важнейший памятник — ансамбль Крутицкого подворья, где сохранились уникальные исторические постройки XVII века. Отдельно стоит сказать про знаменитый шедевр конструктивизма — Дом-коммуну на улице Орджоникидзе, построенный в 1920-е годы по проекту архитектора Ивана Николаева. Эта «машина для жилья» была призвана выполнять набор социальных функций, актуальных для молодого Советского государства. Но это не единственный яркий объект конструктивизма в ЮАО: здесь расположен Культурный центр ЗИЛ, построенный в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Еще один памятник того периода, который просто невозможно не упомянуть, — это радиобашня инженера Владимира Шухова.

— Как часто здания попадают в реестр объектов культурного наследия?

Работа по включению новых зданий в единый реестр объектов культурного наследия идет непрерывно. Это крайне важная деятельность, поскольку статус памятника обеспечивает дому государственную защиту: запрещены снос и изменение его исторического облика. Буквально в июне этого года статус памятника был присвоен жилому дому Крашенинниковых на Кожевнической улице, 20, строение 19. Он представляет собой каменное двухэтажное здание с подвалом. При пожаре 1812 года застройка усадьбы сильно пострадала и была восстановлена лишь к 1817 году. С этого времени фасад дома сохранился до наших дней. А в прошлом году памятником стала фабрика-кухня в Ленинской слободе, выполненная в традициях конструктивизма. Она предназначалась для рабочих завода «Динамо», который производил электродвигатели для троллейбусов, трамваев и другую аппаратуру. Жилые дома также не являются исключением и признаются памятниками. По последним данным, в Южном округе таких 43. Думаю, что жильцы таких объектов культурного наследия, читающие сейчас газету, сразу поняли, о чем идет речь. В качестве примера можно привести жилые дома 1927–1929 годов на улице Лестева.

5 июля 2018 го да. Началась реконструкция 16 скульптур Дома у Калужской заставы. Фото: Агентство городских новостей «Москва»
5 июля 2018 го да. Началась реконструкция 16 скульптур Дома у Калужской заставы. Фото: Агентство городских новостей «Москва»

— А какие обязательства у собственников жилья в домах, которые являются объектами культурного наследия?

В соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия на собственников квартир накладываются дополнительные обременения. Они связаны с необходимостью обеспечить сохранность исторического облика строения. Поэтому любые действия, которые его меняют, должны быть согласованы с Департаментом культурного наследия и с Мосжилинспекцией. Например, установить кондиционер можно, если документация предварительно согласована. То же самое касается и любого другого навесного оборудования: антенны, тарелки, камеры видеонаблюдения и так далее. Еще нельзя менять габариты оконных проемов или, например, окрашивать наличники. Кстати, внутренней планировки это тоже касается: если она признана важной с точки зрения историко-культурной ценности, то любое ее изменение, скорее всего, не будет допущено. Важно, что для проведения работ по домам-памятникам необходимо привлекать лицензированную организацию, имеющую право на проведение работ по объектам культурного наследия.

— В некоторых реставрационных работах принимают участие иностранные волонтеры. Чем полезен такой опыт?

Мосгорнаследие совместно с зарубежными коллегами прикладывает немало усилий для обеспечения сохранности памятников различных стран и для обмена удачным опытом. Департамент культурного наследия города Москвы оказывает содействие молодым специалистам в получении практики на реставрируемых объектах города, поддерживает развитие волонтерского движения по сохранению памятников истории и культуры. Привлечение к работам волонтеров из других стран — хорошая инициатива, ведь такие совместные действия служат как для знакомства с культурным наследием и традициями разных народов, так и на благо сохранения и популяризации культурного наследия стран, укрепляя-ют дружбу и взаимопонимание. Именно язык памятников культурного наследия у всех народов один и каждому понятен. В прошлом году Департамент культурного наследия совместно с ВООПИК и Колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 проводил субботник на территории Донского монастыря с привлечением волонтеров, которые очищали старинный некрополь монастыря и прилегающие территории от прошлогодней листвы, разбирали фрагменты белокаменных памятников и надгробных плит. Сейчас мы вновь прорабатываем идеи по привлечению волонтеров к реставрационной деятельности.

9 сентября 2015 года. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе признан шедевром конструктивизма. Фото: Анна Иванцова
9 сентября 2015 года. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе признан шедевром конструктивизма. Фото: Анна Иванцова

— К реставрации каких объектов планируют приступить в этом году? Какие из них наиболее серьезные по масштабу и сложности работ?

Реставрационный сезон сейчас в самом разгаре. На территории музея-заповедника «Царицыно» продолжается реставрация фасадов колокольни храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в которую несколько лет назад попала молния. Реставрация звонницы практически завершена — специалистам осталось выполнить работы по гидроизоляции фундамента. Также в 2019 году восстановят саму церковь и трапезную. Летом началась реставрация 16 скульптур воинов-победителей и славящих Победу девушек, украшающих дом № 30 на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина. Здание также известно, как Дом у Калужской заставы. Бетонные фигуры находились в аварийном состоянии. Для того чтобы их сохранить, специалисты прямо на месте сняли силиконовые формы, аккуратно демонтировали и перевезли фрагменты скульптур в реставрационную мастерскую. Продолжается реставрация объектов Донского монастыря. Сейчас идут работы по 23 художественным надгробиям, в том числе одной из княжон Трубецких, основоположника аэродинамики Николая Жуковского, сенатора Ивана Козлова и другим. Как известно, к сожалению, в прошлом году при урагане некрополь Донского монастыря сильно пострадал, в настоящее время по семи надгробиям Мосгорнаследие ведет работу. А 21 апреля в результате сильного ветра был повален крест на могиле Нечаева. Он также восстанавливается. Сейчас разрабатывается проектная документация для реставрации еще 74 надгробий монастыря. Хочу еще раз подчеркнуть, что все реставрационные работы ведутся по согласованию и под строгим контролем Мосгорнаследия. Малейшее отступление от утвержденного проекта влечет за собой экстренную приостановку работ и чаще всего возбуждение административного, а иногда и уголовного дела.

— Сейчас исторические здания сдают в аренду бизнесменам взамен на то, что они их отреставрируют. Приносит ли такая политика положительный результат? Какие здания благодаря такой программе обрели или обретут второе дыхание?

Это действительно уникальный опыт, который приносит пользу и городу, и бизнесу. Кратко, суть заключается в том, что победителю открытого аукциона на 49 лет предоставляется право льготной аренды памятника (1 рубль за 1 квадратный метр в год), при условии проведения комплексной реставрации. Хочу подчеркнуть, что за каждое такое здание на торгах разворачивается борьба, то есть можно утверждать, что бизнес очень заинтересован в такой программе. На данный момент в рамках программы реализован 21 объект культурного наследия: 14 уже отреставрировано, еще 7 в процессе. В этом списке пока нет зданий, расположенных в Южном округе. Но каждый год в нее добавляются новые объекты — не исключено, что среди них вскоре окажутся памятники и вашего округа.

17 мая 2017 года. В Донском монастыре трудятся реставраторы. Фото: Пелагия Замятина
17 мая 2017 года. В Донском монастыре трудятся реставраторы. Фото: Пелагия Замятина

— От чего чаще всего страдают исторические здания округа? Насколько серьезный ущерб это наносит?

Случаи бывают разные, поэтому точно сказать, от чего чаще страдают здания, сложно. У нас действительно много административных дел, которые возбуждаются против недобросовестных собственников и арендаторов. Как правило, владелец начинает «совершенствовать» памятник, не согласовывая предварительно документацию с Мосгорнаследием. Это очень опасная история, поскольку такие действия чаще всего приводят к искажению его исторического облика. А это недопустимо. Например, в памятнике по адресу: ул. Лестева, 16, организация отступила от согласованного с нашим ведомством проекта. В итоге было выдано предписание на приведение работ в соответствие с утвержденной проектной документацией. Еще один вариант — это, наоборот, бездействие правообладателя. То есть реставрацию давно нужно проводить, так как здание разрушается на глазах, а ответственная за этот дом организация этого не делает. Конечно, вандализм — это тоже серьезная проблема. Хотя надо сказать, что за последнее время таких случаев я не припомню. Но тут дело не только в контроле властей и собственника, а еще и в культуре горожан, которые позволяют себе портить памятники столицы. Думаю, что тут правильной мерой будет популяризация культурного наследия. Люди должны понимать, что их окружают не просто красивые здания. Важно привить им понимание уникальности каждого памятника, осознание того, что во все объекты изначально вложен и постоянно продолжает вкладываться большой труд архитекторов, реставраторов и городских властей.

Хочу напомнить, что у Мосгорнаследия работает горячая линия, на которую любой гражданин, обеспокоенный проведением работ на объекте культурного наследия или его плохим состоянием, может позвонить в любое время суток. Мы проверяем все обращения и всегда даем обратную связь.

Новости партнеров