Братство колец: что уникального есть в московском метро

Станция метро «Новослободская». Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»
Станция метро «Новослободская». Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Это сейчас метрополитеном никого не удивишь, а раньше поезда under-ground воспринимались как свидетельство прогресса страны, у эскалаторов была репутация «лесенок-чудесенок», а метростроевцев считали героями (пожалуй, единственное, что не изменилось). 

Тем не менее удивляться до сих пор есть чему. Московская подземка не только сохранила для своих пассажиров уникальность первых станций, но и продолжила реализовывать необычные проекты 80 лет спустя.

Идею, зревшую в умах лучших представителей государства на протяжении более чем 50 лет, в России не могли не превратить во что-то монументальное. Размах и кураж, с которыми тогдашняя страна подошла к вопросу строительства московского метро, – хороший тому пример. С 1875 по 1930 годы столичному Правительству предлагалось как минимум пять уникальных проектов по организации подземной железной дороги в городе.

Станция метро «Крымская площадь» (сейчас «Парк культуры»). Фото: официальный сайт мэра Москвы
Станция метро «Крымская площадь» (сейчас «Парк культуры»). Фото: официальный сайт мэра Москвы

Начало начал

Первый перекопанный участок как предзнаменование начала работ метростроевцев появился в Москве во дворе дома №13 по улице Русаковской в 1931 году. Незадолго до этого российская столица наконец испытала на себе все прелести «тотальной» пробки. Если раньше общественный транспорт хоть как-то справлялся с перевозками пассажиров, то 6 января 1931 года город — с его возами, бричками и трамваями — встал на весь день. Тут уж тянуть стало опасно, и в конце декабря строительные работы развернулись на всех участках первой линии метро: от «Сокольников» до «Дворца Советов» («Кропоткинской»).

До лета 1935 года в Москве открылось 13 подземных станций. В 1934 году, чтобы ускорить темпы строительства, к советским специалистам на помощь прибыли британские коллеги. И уже 15 октября того же года по метрополитену от станции «Комсомольская» поехал первый поезд. Вторая очередь проекта завершилась в 1938 году — заработали еще девять остановок.

Татьяна Янченкова, жительница района Бирюлево Западное:

— Я спускалась в метро нескольких европейских стран и хочу сказать, что московское считаю самым лучшим. Удобная схема расположения станций, красивая архитектура, приемлемые цены, Wi-Fi. Пожалуй, в Южном округе моя любимая станция — «Кантемировская». В течение продолжительного времени ездила с нее в центр, как тут не полюбить. Простая, лаконично оформленная. В центре Москвы очень нравится связка из «Чистых прудов», «Сретенского бульвара» и «Тургеневской».

Дворец для каждого

Возведение метро шло под девизом «Создадим дворец для народа!» Архитектура подземки поражала своим торжественным величием. Станции «Площадь Революции», «Маяковская» и «Театральная» были признаны шедеврами. В 1938 году проект «Маяковской» архитектора Алексея Душкина и художника Александра Дейнеки взял Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Он стал первым в мире реализованным макетом колонной станции глубокого заложения. Оформленная в стиле «сталинской неоклассики», «Маяковская» создавала впечатление подземного дворца — изящного и просторного.

Станция метро «Маяковская». Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Станция метро «Маяковская». Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Гордость столицы

Всего в московском метро около десяти исторических станций, которыми жители столицы гордятся наравне с наземными достопримечательностями. Это вышеупомянутая «Маяковская», три «Киевские» с украинским орнаментом, люстрами из горного хрусталя и облицованными светлым мрамором пилонами, «Новослободская» со сводами словно в античном храме, «Смоленская» с мраморными скамьями и бронзовыми канделябрами над ними, «Таганская» Кольцевой линии с рельефными майоликовыми панно голубого цвета в стрельчатых нишах, «Проспект Мира», «Площадь Революции».

Последняя вообще является уникальным в своем роде проектом. Всего на «Площади Революции» собрано 76 вылитых в бронзе скульптур — 20 образов советского человека. И почти за каждым из них стоит реальная личность. Чего только стоит история одного матроса с биноклем. Олимпий Рудаков был выбран архитектором Матвеем Манизером как прототип бронзового сигнальщика после возвращения с парада морских судов у берегов Великобритании. Будучи на туманном Альбионе, советский капитан не только блестяще представил свою страну, но и очаровал младшую сестру Елизаветы II, принцессу Маргарет. Так, на утро после торжественного бала к пирсу, где стоял его корабль, подъехал набитый розами фургон. В визитной карточке говорилось: «Капитану Рудакову от принцессы Маргарет».

Станция метро «Площадь Революции». Фото: архив, «Вечерняя Москва»
Станция метро «Площадь Революции». Фото: архив, «Вечерняя Москва»

Алексей Юдаев, житель района Орехово-Борисово Южное:

— На юге столицы мне больше остальных нравится «Домодедовская». Особенно приятно на нее стало смотреть после реконструкции переходов и надстройки вестибюлей. По-моему, очень стильный и удобный по планировке проект.

Шаг в современность

К началу шестидесятых годов архитекторы Московского метрополитена постепенно сменили роскошь на простоту. Станции продолжили возводиться уже не по индивидуальным, а типовым проектам: «Коломенская», «Каширская», «Варшавская», «Каховская». К восьмидесятым решили, что все-таки скучно. Приступили к активной модернизации: «Шаболовскую», например, освежили витражом из цветного стекла.

В 1983 году на серой ветке заработали восемь новых остановок (от «Серпуховской» до «Южной»). Два года спустя ее продлили еще одной — «Пражской», которую возвели чехословацкие метростроители. Параллельно с этим в Праге советскими инженерами создавалась станция метро «Московская». Любопытно, что постройка европейских коллег получилась в отечественной подземке самой тихой. Так вышло из-за особого вида керамической плитки, которой облицевали путевые стены станции. Материал содержал многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

Станция метро «Пражская». Фото: официальный сайт мэра Москвы
Станция метро «Пражская». Фото: официальный сайт мэра Москвы

Первой подземной станцией, открытой в Москве уже в XXI веке, стала «Аннино». Ее начали использовать с 12 декабря 2001 года — после продления Серпуховско-Тимирязевской линии на еще один перегон. В системе городского метро она оказалась 163-й по счету.

Елена Калмыкова, жительница района Зябликово:

— Отлично исполнен дизайн станции «Шипиловская». Она стильная, воздушная, всегда наполнена светом. В центре влюблена в «Маяковскую». Иду по ней всегда с задранной к небу головой и улыбаюсь, она почему-то каждый раз возвращает меня к какому-то детскому ощущению радости.

Перемены не за горами

Сейчас власти Москвы во главе с мэром Сергеем Собяниным уделяют большое внимание развитию транспортной инфраструктуры столицы. За последние восемь лет на юге столицы линии метро дошли до районов Братеево и Орехово-Борисово Южное. Сейчас в округе планируется строительство станций «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон».

В 2019 году специалисты приступят к реконструкции «Каховской», а затем и вовсе включат одноименную ветку столичной подземки в состав самой протяженной в мире Большой кольцевой линии (69 километров). Сергей Собянин отмечает уникальность проекта БКЛ, подчеркивая его масштабность и количество транспортных узлов (31 остановка с 21 пересадкой). Оригинальность же двух новых станций рядом с музеем-заповедником «Коломенское» и Нагатинской поймой — в необычных дизайнерских решениях.

Макет станции метро «Нагатинский Затон». Фото: официальный сайт мэра Москвы
Макет станции метро «Нагатинский Затон». Фото: официальный сайт мэра Москвы

Так, стены «Нагатинского Затона» украсят мозаики с изображением 12 обитающих в Московском регионе рыб. В то время как павильон «Кленового бульвара» визуально будет напоминать купол церкви (стилистика в духе дворца Алексея Михайловича). Оба транспортных узла планируется строить как станции мелкого заложения с двумя береговыми платформами.

Что касается будущих перспектив, вскоре решится вопрос с отсутствием метро в районах Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное. Сейчас на встречах с жителями Южного округа эта проблема активно обсуждается Сереем Собяниным. Реализация проекта строительства Бирюлевской линии запланирована на 2025-2026 годы.

Немного арифметики

Протяженность линий Московского метрополитена составляет более 350 километров. В сутки по ним курсируют свыше 11,1 тысячи поездов. Перевозится порядка 2442,4 миллиона пассажиров в год. Самой длинной веткой метро является Арбатско-Покровская (45,1 километр), самой короткой — Каховская (3,3 километра). Ежегодно за работу столичной подземки отвечают почти 49 тысяч человек.