Российская действительность откровеннее набоковской Лолиты: топ-5 самых честных произведений художника Исаака Левитана

Художник Исаак Левитан. Фото: видеохостинг YouTube

 

— Левитан, свет моей жизни. Грех мой, душа моя. «Ле-ви-тан» — кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем уткнуться в зубы. Ле. Ви. Тан, — пожалуй, именно так сказал бы о художнике Гумберт, один из персонажей известного произведения Владимира Набокова.

Ах, если бы проницательный герой не тратил столько времени на заигрывания с нимфетками, то вполне мог стать ценителем живописи. И не исключено, что с присущей ему восприимчивостью предметом его обожания стал бы именно Исаак Левитан. Как жаль, что мир лишился столь тонко чувствующего искусствоведа.

 

Однако и без вмешательства знаменитых литературных персонажей русские пейзажи Исаака Левитана высоко оценили в мире изобразительного искусства еще при жизни автора. Чему не помешала даже его, скажем так, не совсем славянская внешность.

 

Хотя нельзя не отметить, что предрассудки все же сказались на творческом пути художника и стали для него помехой. Ведь, согласно им, еврей не может создавать нечто по-настоящему национально-русское. Однако он уверенно перешагнул через препятствие и отправился дальше. Многие места, через которые пролегала его авторская тропа, он запечатлел на своих полотнах.

 

Пейзажи Левитана пропитаны честностью и откровенностью. В них Россия похожа на набоковскую Лолиту из одноименного произведения. С одной стороны художник изображает красоту и чистоту ее просторов, с другой — грязь и испорченность самых захолустных ее уголков.

 

Сегодня мы решили продемонстрировать вам несколько самых атмосферных мест, где художник-пейзажист Исаак Левитан точно побывал не зря.

 

«Над вечным покоем»

Холст, масло. Размер: 150 × 206 сантиметров. Фото: видеохостинг YouTube

 

Вы когда-нибудь стояли на высокой горе, недалеко от обрыва? Если нет, то поверьте на слово, это ощущается именно так: когда воздуха вокруг настолько много, что он словно не помещается в легких при вдохе, а его порывы не позволяют смахнуть волосы с лица или поправить задравшийся ворот рубашки. Когда глаза превращаются в две неровные черточки вне зависимости от вашей национальности.

 

Картину «Над вечным покоем» Левитан написал в 1894 году, руководствуясь множеством маленьких эскизов и зарисовок, которые сделал годом ранее на озере с забавным названием Удомля, недалеко от города Вышний Волчек.

 

Километры открытого пространства обрушиваются на зрителя с полотна, заставляя ощутить незначительность человеческой личности по сравнению с окружающим ее величием природы. Искусствоведы и историки вторят друг другу, что в это время Левитан испытывал одиночество, и это отобразилось на полотне.

 

Холст действительно подвигает на рассуждения о вечном. Вероятно, так когда-то делал и его автор, глядевший вниз с высокого холма на одинокую церквушку и погост.

 

На сегодняшний день произведение находится в собрании московской Третьяковской галереи.

 

«У омута»

Холст, масло. Размер: 150 × 209 сантиметров. Фото: видеохостинг YouTube

 

Вот где скопилась вся боль российских глубинок конца XIX века. Ни потрясающе написанная поверхность реки, ни великолепное, будто вылепленное, небо не в состоянии избавить зрителя от резкого приступа тоски при взгляде на очередное шедевральное полотно.

 

Хрупкий мосток через реку, на который жутковато смотреть, не то что пытаться пройти по нему, и темная чащоба, сквозь которую придется пробираться смельчаку после. Взглянув на это, невозможно представить счастливое и беззаботное существование сельских жителей, чьи дома, похоже, находятся где-то за лесом.

 

Одну из самых тоскливых работ «У омута» Левитан начал писать в 1891 году в Тверской губернии, у реки с весьма подходящем эстетике произведения названием Тьма. Годом позже картину художника приобрел коллекционер Павел Третьяков.

 

В его знаменитом собрании полотно находится по сей день.

 

«Сумерки. Стога»

Картон, масло. Размер: 59,8 × 84,6 сантиметров. Фото: видеохостинг YouTube

 

Сюжет работы, казалось бы, совершенно непримечательный. Обыкновенный сельский пейзаж: поле, стога сена и луна в вечернем небе.

 

Однако почитатели творчества Левитана называют данное творение едва ли не лучшим результатом творческого гения художника. Именно в этой простоте и чрезмерно реалистичной атмосфере сельских сумерек и находят прелесть любители изобразительного искусства.

 

С этим сложно поспорить. Ощущение присутствия «внутри картины», которое испытывают зрители, в произведениях автора очень сильно. Вот и это полотно словно застыло в ожидании момента, когда подует ветер, и любующийся услышит запах скошенной травы.

 

«Сумерки. Стога» — одно из последних полотен Исаака Левитана. Он написал его в 1899 году в доме семьи своего закадычного друга Антона Чехова в Ялте. Софья Пророкова, автор книги о жизни Левитана, описала историю создания картины «Сумерки. Стога».

 

Повествование таково: как-то вечером Антон Чехов метался по комнате из угла в угол и причитал, что ему, человеку Севера, совершенно невыносимо жить так далеко от родных пейзажей. Тогда Левитан попросил сестру друга, Марину Чехову, принести ему картон и краски. Разговоры смолкли. Когда, спустя часы, Левитан отошел от картины, на ней остался сумеречный пейзаж, так хорошо знакомый его товарищу.

 

Московская Третьяковская галерея стала домом и для этой работы художника.

 

«После дождя. Плёс»

Холст, масло. Размер: 80 × 125 сантиметров. Фото: видеохостинг YouTube

 

Еще одно атмосферное полотно, которое критики именовали шедевром, было написано Исааком Левитаном в 1889 году. Как несложно догадаться, работа над картиной началась в городе Плёсе Приволжского района Ивановской области. Не менее очевидно, что автор взялся за кисти после прошедшего в городе дождя.

 

Названия полотен — еще одна отличительная черта автора. Все они говорящие, и не нужно обладать сверхъестественными способностями, чтобы понять, что окажется изображено на холсте после того, как услышишь его название.

 

Так вот, дело было в Плёсе. В XIX веке город принадлежал Костромской губернии. Левитан приехал туда уже во второй раз. Особую эстетику автор увидел в старой лодке, оставленной на берегу Волги на фоне пасмурного неба.

 

От масляных красок Левитана веет прохладой и свежестью. И мысли о вечном снова лезут в голову, когда натыкаешься глазами на крохотную церквушку, изображенную на заднем плане.

 

Произведение и несколько предшествовавших ему эскизов, выполненных графитным карандашом на бумаге, хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

 

«Озеро. Русь»

Холст, масло. Размер: 149 × 208 сантиметров. Фото: видеохостинг YouTube

 

И вот наконец чудо-художника осенила мысль отправиться на пленер при хорошей погоде. Время он выбрал как нельзя лучше, ведь картина «Озеро. Русь» стала последней работой автора, которую он так и не успел завершить перед смертью.

 

Несмотря на это, произведение все-таки приобрело статус шедевра и заставило миллионы зрителей щуриться, разглядывая каждый мазок вблизи. А после восхищаться величественностью природы, на несколько шагов отступив от картины по полу Русского музея и наверняка сбив в задумчивости пару зевак, не успевших ретироваться.

 

Солнце — вот главный элемент этого пейзажа. Его светом залито все: берега, вода, облака и город на той стороне реки. При этом самого желтого пятна на картине нет. Есть только ощущение тепла от его лучей.

 

По некоторым данным произведение Исаак Левитан написал как иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча». Правда, эта версия выглядит крайне неубедительно. Ведь именно от этой картины исходит ощущение теплоты и спокойствия, несвойственных пасмурной погоде.

 

Работу над этой картиной, как и над многими другими, пейзажист закончить не успел. Болезнь заставила художника отправиться в последнее и самое долгое его путешествие, из которого он уже не вернулся.

Холст находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Автопортрет художника. Фото: видеохостинг YouTube

 

Между прочим, свой самый известный автопортрет Исаак Левитан создал еще будучи двадцатилетним юношей. Набросок, сделанный на скорую руку при помощи угля, белил и черной туши, стал самым известным изображением художника.

 

К слову, было что изображать. Многие современники пейзажиста признавались в своих письмах и дневниках в том, что юноша был чертовски красив. И действительно, с портрета на зрителей пытливо смотрит привлекательная мужская физиономия: кудрявые волосы, густые брови и правильный овал лица.

 

Некоторые ценители придают особое значение губам автора, изображенным на портрете, абсолютно игнорируя наличие у художника усов и бороды, которые явно перетягивают на себя внимание.

 

Дружба с Антоном Чеховым серьезно повлияла на жизнь Левитана. О приятелях ходило много сплетен. Говорили, что сдружились два циника и пьяницы, каких свет не видывал. Судачили о том, что все кабаки и публичные дома они обошли вдвоем и окончательно друг друга испортили.

 

Однако именно дружба с Антоном Чеховым помогла Исааку Левитану пережить довольно голодные юношеские годы. Друг-писатель, регулярно публиковавший сатирические произведения в периодических изданиях, нередко подбрасывал работенку своему талантливому приятелю. Некоторое время Левитан зарабатывал на жизнь созданием иллюстраций для журналов, в которых печатали Чехова.

 

Но так называемый творческий гений Левитана не позволил виртуозному пейзажисту остаться простым иллюстратором. Уже довольно скоро о нем заговорили в мире изобразительного искусства, и эти разговоры не прекращаются до сих пор.

Новости партнеров