Римас Туминас: Заведу собаку и буду с ней разговаривать

16 февраля 2016 го да. Театральный режиссер Римас Туминас во время одной из репетиций. Фото: Владимир Вяткин, РИА Новости
16 февраля 2016 го да. Театральный режиссер Римас Туминас во время одной из репетиций. Фото: Владимир Вяткин, РИА Новости

Московский государственный театр имени Вахтангова откроет новый сезон в столице сразу после возвращения с больших гастролей на юге России. С 7 по 13 сентября коллектив представит семь спектаклей, завоевавших зрительское признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Накануне гастролей «Южные горизонты» пообщались с художественным руководителем театра, режиссером Римасом Туминасом.

— Римас Владимирович, вы были номинированы на «Золотую маску» за спектакль «Царь Эдип». Есть ли в царе Эдипе черты, олицетворяющие правителя, присущие всем правителям?

Конечно, иначе трагедия Софокла не была бы великим произведением, которое ставят столько веков.

Отличие царя Эдипа в том, что масштаб его горя, трагедии поднимает его личность до высоты, где парят ангелы и где святые души.

Не один царь Эдип себя покалечил. В чем же его святость?

— В прекращении войны. Он ушел слепым, чтобы прекратить вражду и войну. От власти редко отказываются.

Даже от власти небольшой — руководить театром мало кто отказывается. Власть — большой соблазн. Кстати, есть ли у вас преемник?

— Театр Вахтангова не мой театр и близко. Я приглашенный режиссер. А в Малом театре Вильнюса преемник, конечно, есть. Я распорядился о нем.

В Большом театре вы поставили оперу Чайковского «Пиковая дама». Критика не очень восторженно приняла вашу постановку. Расстроились?

— Не согласен с тем, что «Пиковая дама» — моя неудача.

Напротив, это лучшее, что я поставил за свою жизнь, потому что полностью отстранился от себя. Я поставил оперу Чайковского в самом чистом виде. Композиторы не очень внимательно относятся к литературе, для них важна музыка, и они вольно относятся к сюжету.

Опера Чайковского — яркий пример вольного отношения к повести Пушкина.

Я не смог себе позволить игнорировать произведение Александра Сергеевича, потому что очень его люблю.

Немного все-таки напоминал Чайковскому о Пушкине — вот и все, что я делал.

Римас Владимирович, вы всегда себя критикуете, а на этот раз защищаете?

— Да, защищаю. Мы поставили очень красивый и стильный спектакль. Я люблю Петербург, и мне хотелось перенести его красоту на сцену. Я имел дело с красивой музыкой Чайковского, с красивым городом, с красивым Большим театром, с красивыми исполнителями, я купался в красоте, и защищаю нашу красоту от тех, кто ее не ценит. Кому нравится другая эстетика, пожалуйста, смотрите Серебренникова и других.

Вам не близка эстетика Кирилла Серебренникова?

— Нет. Но я не имею ничего против личности этого художника.

Говорят, с первого спектакля в России вы ставили на звезд и что успех — в актерских работах. Что скажете?

— Все так и есть. Я согласился возглавить Театр Вахтангова, потому что здесь самые лучшие артисты, и практически каждый из них может быть еще и режиссером. Мечтаю поработать с Марией Ароновой — она прекрасная актриса.

В театре «Современник» уже 18 лет идет ваш спектакль «Играем Шиллера». Елена Яковлева после семилетнего перерыва вернулась играть «Марию Стюарт». Вы любите этот спектакль?

— Раньше был хороший спектакль. А со временем все становится хуже. Но зритель любит эту постановку и идет на нее. Я рад, что вернулась Елена Яковлева — актриса тонкая, чуткая, с особой интонацией, и вернулась она с моими четками, которые я подарил ей 18 лет назад.

Москва полна слухов о вашей влюбчивости. Что вы были влюблены не только во всех актрис Москвы, но даже в билетерш?

— Я влюблен в Москву — самую прекрасную женщину. Влюбился со студенческих лет и хожу очарованный. Я влюблен не в женщину конкретную, а в Москву, во всех ее женщин.

Может, здесь вы не чувствуете внутреннего одиночества, как в других городах?

— Я всегда одинок. Мои родители ушли, многих друзей тоже нет. К счастью, есть дочери, которые общаются друг с дружкой как сестры, есть жена, которая все терпит и прощает, есть театр и есть зрители. Но я все равно один. Маленьким я жил на хуторе, и мир казался мне огромным-огромным, а сейчас я человек мира, а мир стал для меня с ладошку.

Не подумываете ли вы о том, чтобы вернуться на Родину, в Литву? Наверняка соскучились по родному Малому Вильнюсскому театру, да и семья у вас там...

— Признаюсь, что подумываю о возвращении. На этот раз окончательном. И скучаю.

Внуков надо поднимать, а то вырастут и не будут деда помнить. Я с ними строг в воспитании, хотя очень их люблю. Но и к Театру Вахтангова прикипел душой. Конечно, отношения страдают, когда их пускаешь на самотек. Любовь нужно подпитывать.

Если вы уйдете на пенсию, чем будете заниматься?

— Я много чего люблю. Люблю строить, чинить, слушать дождь и смотреть телевизор, когда за окном непогода. Когда уйду на пенсию, пожалуй, заведу собаку и буду с ней разговаривать.

А где вы любите гулять в Москве?

— Беру машину и еду в парки, где много деревьев. Очень люблю парк «Коломенское». Там деревья до небес.

ДОСЬЕ:  

Театральный режиссер, художественный руководитель Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова (с 2007 года), лауреат Национальной премии Литвы по культуре и искусству и Государственной премии России. Мастер метафор и иронических загадок. С 2012 года в Друскининкае проходит международный фестиваль Римаса Туминаса Vasara («Лето»).

Новости партнеров