Культурный эксперимент: как ЗИЛ продолжает делать «новых людей»

Культурный эксперимент: как «ЗИЛ» продолжает делать «новых людей». Фото предоставлено пресс-службой культурного центра «ЗИЛ»
Культурный эксперимент: как ЗИЛ продолжает делать «новых людей». Фото предоставлено пресс-службой культурного центра ЗИЛ

Культурный центр ЗИЛ обладает особой энергетикой. Вы никогда не замечали? Почти мистической и в то же время пропитанной настоящей историей. Эдакий загадочный островок Советского Союза для современного человека, на который и по сей день приходят москвичи в поиске новых знаний, навыков, а порой и самих себя.

Идея создания зиловского культурного центра родилась еще в 1929 году. За окном — молодое советское общество, которое стремятся всячески развивать и направлять. С этой целью и строят Дворец культуры Пролетарского района, впоследствии — ЗИЛ.

За проектирование берутся именитые архитекторы, пропагандирующие красоту и четкость линий конструктивизма, — братья Александр, Виктор и Леонид Веснины. Планируется застраивать всю территорию Симоновского монастыря. На месте храмов — дом советской культуры. Но потом от первоначальной идеи отказываются. Общественности удается отстоять часть священной обители, она сохранилась и по сей день.

За проектирование берутся именитые архитекторы, пропагандирующие красоту и четкость линий конструктивизма, — братья Александр, Виктор и Леонид Веснины. Фото предоставлено пресс-службой культурного центра «ЗИЛ»
За проектирование берутся именитые архитекторы, пропагандирующие красоту и четкость линий конструктивизма, — братья Александр, Виктор и Леонид Веснины. Фото предоставлено пресс-службой культурного центра ЗИЛ

***

В 1937 году центр окончательно открылся. По обе стороны от посетителей выросли разработанные в лучших традициях конструктивизма интерьеры: строгие, геометричные, лаконичные. Символично или нет, но здание вышло похожим на тень летящего самолета, устремленного только вперед, в светлое будущее, к передовым идеям и людям.

Здесь же открылся малый театр на 1200 мест с примыкающим к нему клубным корпусом. Рядом разбили парк, где проводились массовые мероприятия под открытым небом. Монументальность постройки разбавили большим количеством света, которое пропускали застекленные окна от пола до потолка.

К 1976 году образец архитектурного эксперимента успел претерпеть несколько масштабных реконструкций. Но от внешней трансформации его содержание никак не менялось. Идейно Культурный центр ЗИЛ продолжал служить местом, где люди находили единомышленников, развивали в себе творческий потенциал, любовь к науке и искусству.

***

За семидесятые годы XX века здесь с москвичами встретились первый в мире космонавт Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, один из лучших на планете вратарей Лев Яшин. В 1978 году перед аншлагом зиловцев с сольным концертом выступил «голос поколения» — Владимир Высоцкий.

По вечерам местные жители собирались в кружки по шахматам, фотоделу и цирковому искусству. Фото предоставлено пресс-службой культурного центра «ЗИЛ»
По вечерам местные жители собирались в кружки по шахматам, фотоделу и цирковому искусству. Фото предоставлено пресс-службой культурного центра ЗИЛ

Но и без этих громких имен жизнь в культурном центре оставалась интересной. По вечерам местные жители собирались в кружки по шахматам, фотоделу и цирковому искусству. В студиях занимались радиолюбители, авиа- и автомоделисты. При ЗИЛе работал известный драматический театр имени Штейна.

Здесь встречали Новый год, вручали паспорта, провожали призывников на службу и регистрировали браки. Не надо сбрасывать со счетов, что изначально культурный центр задумывался как место создания «новых людей». Сейчас бы их назвали «активными гражданами».

Для советского времени было характерно, что под одной крышей мог скрываться целый мир — разнообразный и многоликий. Фото предоставлено пресс-службой культурного центра «ЗИЛ»
Для советского времени было характерно, что под одной крышей мог скрываться целый мир — разнообразный и многоликий. Фото предоставлено пресс-службой культурного центра ЗИЛ

***

Для советского времени было характерно, что под одной крышей мог скрываться целый мир — разнообразный и многоликий. Вот и в одном, казалось бы, ЗИЛе постоянно менялся калейдоскоп из различных классов, лекториев, кружков и секций. А потом это неожиданно перешло и в современную Россию. Многопрофильность оказалась по-прежнему актуальной. Так учреждение «из прошлого» послужило примером для создания культурных площадок будущего.

***

Но различия между «тем» и «этим» все же есть, уверен директор ЗИЛа Павел Хлопин. Раньше досуговые центры были нацелены на массовое окультуривание рабочего класса, сейчас же большее внимание уделяется развитию личности.

— Уникальность Культурного центра ЗИЛ заключается в том, что мы сохранили его историю и смогли пересечь ее с технологиями будущего и запросом современного посетителя, — рассказывает Павел Хлопин.

«Уникальность Культурного центра «ЗИЛ» заключается в том, что мы сохранили его историю и смогли пересечь ее с технологиями будущего и запросом современного посетителя». Фото предоставлено пресс-службой культурного центра «ЗИЛ»
«Уникальность Культурного центра «ЗИЛ» заключается в том, что мы сохранили его историю и смогли пересечь ее с технологиями будущего и запросом современного посетителя». Фото предоставлено пресс-службой культурного центра ЗИЛ

Сотрудники ЗИЛа делают упор на творческую самореализацию каждого человека: дают не только знания, но и понимание, как работают те или иные процессы. Облегчает работу кураторов и то, что представители трендовых движений сами приходят в культурный центр.

***

В настоящее время городская среда терпит постоянные изменения инновациями и нововведениями. Столица то и дело кричит о новых культурных форматах и творческих амбициозных проектах. Но что-то подсказывает, что старый добрый ЗИЛ так и останется центром притяжения для многих москвичей, которые не боятся экспериментировать, хотят развиваться и знакомиться с чем-то новым.