Алла Сурикова: Ради кадра я дразнила крокодила

26 ноября 2010 года. Алла Сурикова на своем творческом вечере в Театре Армена Джигарханяна
26 ноября 2010 года. Алла Сурикова на своем творческом вечере в Театре Армена Джигарханяна. Фото: Денис Абрамов / ИТАР-ТАСС

Народная артистка России Алла Сурикова отметила свой день рождения. Известного комедиографа на XIX Открытом фестивале кинокомедии «Улыбнись, Россия!» поздравляли друзья и коллеги, среди которых было немало каскадеров. Их режиссер очень любит, потому что все ее комедии — сплошь трюковые.

— Алла Ильинична, ходят слухи, что трюковые сцены комедии «Полный вперед!» вы снимали у нас на ЗИЛе? Это шутка?

— Это правда. У нас на картине работал каскадер, постановщик трюковых сцен Сергей Воробьев, с которым мы сделали несколько фильмов. Попав на ЗИЛ, я остолбенела: завод напоминал огромный мертвый город, требующий реконструкции. Мы там даже устроили гонки: по улицам вокруг ЗИЛа особо не погоняешь, а там было где развернуться. На этой картине были и взрывы, без которых Воробьев обойтись не может! Он спускал главного героя с крыши, тот влетал в окно, сбивал ногами другого героя. В этом фильме были и прыжки с вертолета, и бои без правил на бревне подушками.

— Откуда у вас такая любовь к каскадерам?

— В свое время за трюковую комедию «Человек с бульвара Капуцинов» я получила массу призов, в том числе «За лучшую драку среди советских артистов» и гран-при на фестивале в Лос-Анджелесе, родине вестернов. Для съемок вестерна нужно было воссоздать Дикий Запад, где происходили все эти драки, погони на повозках с лошадьми. Мы должны были построить Санта-Каролину — городок в пустыне, окруженный кактусами, с аптекой, банком, салуном и бегающими вокруг собаками. С фасада на экране это сегодня выглядит как настоящий город, а с тыла это были куски фанеры, досок и стройматериалов, который подпирался балками. Однажды хрупкая декорация под порывами ветра стала заваливаться. Я кинулась поддерживать конструкцию, двое артистов продолжали лениво заниматься своими делами. Ко мне на помощь бросились каскадеры, и мы вместе спасли наш город. С тех пор я люблю верных людей этой необыкновенной профессии. Комедия — это не только мешок юмора. Это еще и группа, которая для тебя становится семьей.

Съемки фильма «Полный вперед!». На фото актеры Ольга Прокофьева (слева) и Владимир Еремин (на заднем плане)
Съемки фильма «Полный вперед!». На фото актеры Ольга Прокофьева (слева) и Владимир Еремин (на заднем плане)

— После съемок «Чокнутых», где ваши герои строили железную дорогу, вы поклялись, что «больше никакого экстрима: только он, она на берегу реки в купальниках, чтобы не шить исторические костюмы, и, в крайнем случае, собака». Но снова и снова вы беретесь за авантюрные истории?

— Режиссерский организм, как любил говорить Эльдар Рязанов, после съемок представляет собой «выжженное солнцем поле», и кажется, что там никогда уже ничего не взойдет. Но проходит время, залечиваются раны, и в какой-то момент ты понимаешь, что готов к новым дерзаниям. Автором сценария фильма «Полный вперед!» выступал сценарист и режиссер Владимир Зайкин. Он написал актуальную историю про то, что ребенку нужна полноценная семья, что он хочет и должен расти в любви. А еще про то, какую важную роль в жизни и формировании человека играет спорт.

— Профессия режиссера стоит на втором месте по уровню опасности после летчика-испытателя (по данным ЮНЕСКО). Вы чувствовали себя когда-нибудь камикадзе?

— Среди моих трофеев хранится зуб крокодила. На одной картине у нас был сюжет с таким хищником — опасным животным, который спокойно лежит, а потом, если ему взбредет в голову, мгновенно бросается. Наш тоже спокойно лежал в клетке, двигаться не хотел, а по сценарию должен был. Поэтому, дождавшись, когда служитель отошел, я взяла метлу, вошла в клетку и начала дразнить крокодила. Выведенный из себя крокодил схватил зубами деревяшку поперек, да с такой силой, что зуб вылетел. А вернувшийся охранник сказал несколько фраз, которые утихомирили хищника. Я их записала, в надежде, что потом где-нибудь вставлю в фильм. Все идет в дело. С тем, что режиссура — вещь опасная, сталкиваешься постоянно. Когда в Питере мы ходили по крышам и смотрели, откуда снимать фильм «Хочу в тюрьму», то видели, что вокруг — сплошные провода, а крыша настолько поката, что на нее страшно ступить. Но настала ночь, время съемки, ни черта не видно. Прозвучала команда «Мотор!» — и все с энтузиазмом побежали по этой крыше. Комедиограф — это не профессия. Это диагноз.

ДОСЬЕ

Алла Сурикова пришла в кино в конце 1960-х годов. В 1972 году выступила автором идеи юмористического киножурнала «Ералаш». Широкой зрительской аудитории стала известна как режиссер в 1979 году,когда вышла на экран ее комедия «Суета сует».

Новости партнеров