Папа разработал телевизор «Юность»

Несмотря на большие проблемы со здоровьем, Владик Трофимов от обычной для мальчишки жизни не отказывался и освоил велосипед, на котором совершал дальние путешествия. Фото из личного архива
Несмотря на большие проблемы со здоровьем, Владик Трофимов от обычной для мальчишки жизни не отказывался и освоил велосипед, на котором совершал дальние путешествия. Фото из личного архива

В нашу редакцию пришло письмо от Марины Лукьяновой, жительницы Южного округа. Она написала нам о своем отце — так, что мы решили не только напечатать письмо целиком, но еще и обратиться к жителям округа: друзья, присылайте нам рассказы о своих близких, родных! Ведь все мы — соседи, и чем лучше будем знать друг друга, тем ярче будет жизнь! Так что ждем ваших писем. И спасибо Марине — за ее уникальное неравнодушие!

Папа... Владислав Геннадьевич Трофимов. Он удивительный. Наверное, так могут сказать о своих родителях многие. Но я в это слово вкладываю особый смысл. Он удивительный во всем — и в том, как любит маму, Татьяну Ивановну Трофимову, и в своем отношении к людям. И в настойчивости: это он несколько лет добивался, чтобы сделали дорожку от улицы Высокой до Нагатинского проезда, и теперь там аллея дивной красоты. Папу знают — он живет недалеко от Коломенской, приветливо со многими здоровается. Но о том, что каждый день его жизни был подвигом, знают только близкие.

... Родился он в Бугуруслане Оренбургской области 15 июня 1941 года. Это был глубокий тыл — заводы, госпитали и санатории для раненых солдат. Главный лозунг тыла был «Все для фронта, все для победы». А в самом тылу не хватало ни еды, ни лекарств для мирных жителей. Шел 1944 год, Владику было три года, и тут родители стали замечать, что малыш прихрамывает, жалуясь на боли в ноге. Оказалось, костный туберкулез, болезнь тогда неизлечимая. Появившийся пенициллин остановил болезнь, но необратимые процессы уже «съели» кость, нога стала короче на 25 см. В итоге шесть лет малыш лежал без движения в кроватке, с постоянной ноющей болью. Его выписали домой в девять лет...

Владислав Геннадьевич Трофимов во время одного из походов. Фото из личного архива
Владислав Геннадьевич Трофимов во время одного из походов. Фото из личного архива

Первым радостным событием в жизни Владика стало строительство своего дома. Папа, мама и вся папина родня помогали строить новый дом. И он вносил свою лепту — забивал гвозди, благо руки у Влада были сильными. Два года он учился, лежа в санатории, а когда его выписали, отец на закорках целый год носил маленького Владика в школу и обратно. До 9-го класса он проходил на копалочку. А школу окончил с серебряной медалью (подвел немецкий, Влад его ненавидел!).

Еще в 8-м классе Влад научился кататься на велосипеде. Правда, родители ему вскоре этот «транспорт» запретили: как-то он поехал за город купаться на реку за шесть километров, и пока купался, остался и без велосипеда, и без одежды и костылей. До дома добирался почти ползком.

Впрочем, он никогда не унывал. Они с другом Владиславом Харитоновым увлеклись радиолюбительством. Первую радиолу Владислава, собранную своими руками, помнят многие! Дядя Паша, мамин брат, сделал специальный ящик, а он собрал по радиоклубам детали и — получилось! Музыка с грампластинок играла на весь квартал! А как-то друзья умудрились соединить радиолу с радиоточкой, и музыку с грампластинок услышал весь город!

После школы Владислав поехал в Куйбышев (Самара) поступать в институт.

— Я хотел только в электротехнический институт связи, был уверен, что не поступлю, но к своему удивлению сдал вступительные экзамены на одни пятерки, — вспоминает папа. Тогда произошло первое испытание в его взрослой жизни. Родители дали ему на две недели 150 руб лей, а он купил микрофон за 103 рубля! Жил на хлебе...

... В те времена ни о какой безбарьерной среде и мыслей ни у кого не было. Как папа выдержал ежедневные походы в институт — с палочкой, болями? Он снимал койку в коридоре коммуналки, участвовал в общественной жизни института. И начинал болеть... телевидением! Его дипломной работой стало изобретение синхронизатора, передающего изображение с камеры на экран. Потом это будет телевизор! Так появилась первая телестудия в Куйбышеве.

Владик Трофимов после операции ходил в походы, в том числе в байдарочные, и даже занимался дайвингом. Скучно жить он не хотел!. Фото из личного архива
Владик Трофимов после операции ходил в походы, в том числе в байдарочные, и даже занимался дайвингом. Скучно жить он не хотел!. Фото из личного архива

А в январе 1963 года под Куйбышевым случилась катастрофа. У Владислава и его друга были билеты на самолет Куйбышев — Ленинград. До аэропорта Курумыч надо было ехать 40 километров, но бушевала пурга. Автобусы уже не ходили, ребята уговорили таксиста, но дорогу замело, и до аэропорта он их не довез. Пошли пешком, проваливаясь в снег. Палка Владислава уперлась во что-то твердое. Это была... крыша автобуса! Так они нашли и второй автобус, а затем третий, водитель которого догадался не заглушать двигатель и откапывал снег от радиатора, благодаря чему люди могли греться. Выручила смекалка Владика: он соорудил конструкцию, связался с аэропортом, и к людям поспешила подмога! Автобусы освободили из снежного плена.

Получив диплом с отличием, Владислав посвятил всю свою жизнь телевидению и телевизорам. Работал в Саратове на радиозаводе, потом в Ленинграде. После операции растянул ногу на 20 см благодаря аппарату Илизарова. Это дало ему возможность отказаться от палки на многие годы, ходить в горы и на байдарках, кататься на лыжах и даже заниматься дайвингом! А сколько изобретений он сделал для телевидения!

В конце 1960-х судьба забросила его в Москву. Помните маленький переносной телевизор «Юность», про «выносливость» которого ходили легенды? Папа имел к нему непосредственное отношение: работая в КБ на Московском радиотехническом заводе, он 25 лет занимался разработкой и проектированием «Юности». При испытании новой модели несколько часов провел в... морозильной камере, чтобы разобраться, почему он выключается на холоде. «Схватил» воспаление легких, но задачу решил! И у истоков цифрового телевидения стоял мой папа!

Для меня и моих детей он — образец и человечности, и силы. Горжусь им и рада, что могу рассказать о нем.

Новости партнеров