Рисуйте с чувством: что нужно знать, прежде чем изображать на бумаге животных

Фото: Алена Антонова
Фото: Алена Антонова

Кто сказал, что рисовать — это просто? Корреспондент «Южных горизонтов» сходила на мастер-класс в музей-заповедник «Царицыно» и узнала главный секрет художников-анималистов.

Научиться видеть

В оранжерее, где проходит мастер-класс по рисованию, светло и уютно. Вокруг субтропические и тропические растения, а посредине небольшого помещения уже устроились на стульях участники. Сюда пришли и студенты художественных вузов, и те, кто только начинает свой путь в изобразительном искусстве. Они, вооружившись планшетами, карандашами и фломастерами, слушают теоретическую часть, ерзая на сидениях и желая поскорее приступить к практике. Особенно это видно по самой маленькой светловолосой девочке, которой на вид всего лет девять, если не меньше. Несмотря на свою энергичность, слушает она внимательно и лишь изредка тихо задает вопросы бабушке, которая сидит рядом.

Об анималистике, выступающей главной темой встречи, рассказывают ведущие мастер-класса: кандидат биологических наук, эксперт Центра охраны живой природы Александр Олексенко и заслуженная художница России Ирина Маковеева.

Фото: Алена Антонова
Фото: Алена Антонова

— У городских людей много достойных качеств, но совсем атрофировалась способность наблюдать. Смотреть и видеть, видеть и понимать — эта цепочка, к сожалению, разорвана, — говорит Ирина Петровна. — Мы очень мало знаем о том, как называются деревья и цветы, сколько видов животных существует в природе. Но когда мы разбираемся в информации о мире, в котором живем, это обогащает нас. Наше зрение становится острее и незаметно для себя в бытовой жизни мы начинаем видеть гораздо больше.

Александр Иванович подтверждает:

— В чем главный секрет художника-анималиста? Я исследователь, не художник, но поскольку тесно общаюсь с ними, часто слышу примерно одно и то же. Чтобы научиться изображать живых существ, необходимо погрузиться в природу и в каком-то смысле прожить кусочек жизни вместе с животным, которого хотите нарисовать. Это можно сделать, например, в зоопарке.

Ирина Маковеева говорит, что каждый, кто первый раз берет в руки карандаш и чистый лист, испытывает стресс. Каждый боится. Работу с листом художница сравнивает с прыжком с парашютом, но без риска для жизни. Неужели так страшно?

— Главное, рисуйте с чувством! — улыбаясь, настоятельно рекомендует она.

А ведь действительно, если задуматься, несколько десятков тысяч лет назад тот же древний человек не учился ни в Суриковском университете, ни в художественной школе. Он рисовал, опираясь только на собственные ощущения.

— Когда животное быстро бежит, человек успевает увидеть и зафиксировать лишь образ. А образ — это не академическое рисование, а живое, натурное изображение.

Художники-анималисты видят раз в десять больше, чем обычные художники, не говоря уже о тех, кто вообще не практикует рисование. Ирина Маковеева объясняет, чтобы выработать в себе это качество, нужно научиться наблюдать и терпеливо рассматривать модель, которая не позирует, а, даже наоборот, занимает такие позы, которые сложно изобразить.

В природе паузы нет

— В мире природы все взаимосвязано: птицы, растения, земля, паразиты — это все «варится в одном котле». Я очень рада, что наш мастер-класс проходит в оранжерее — можно порисовать необычные растения, которые здесь есть. Но это потом. Сейчас попробуем изобразить птицу, — командует специалист.

Звук рисующего карандаша по листку бумаги, пожалуй, один из самых приятных. И хоть я не умею рисовать и последний раз это делала лет семь назад, интерес меня одолел. А вдруг получится? Взяв со стола коробку с карандашами, присоединяюсь к участникам. В это время Ирина Петровна включает на экране короткие видео разных птиц в движении: журавлей, воронов, синичек. Они попеременно сменяют друг друга, и нужно выбрать только одну. Пока я размышляла, кого изобразить, чтобы было легче, все отчего-то стали рисовать ворона.

Фото: Алена Антонова
Фото: Алена Антонова

Во время урока художница подходит к каждому и дает советы: на что обратить внимание, что подправить. У меня же вместо дикой птицы получается большая черная клякса: и где тут голова, где хвост — с трудом разберешь!

Вдруг художница-анималист задает аудитории вопрос:

— Из чего появляется птица?

— Из яйца, — хором отвечают участники мастер-класса, не скрывая в голосах нотки удивления.

— И в основе их туловища — яйцеобразная форма. Вот ее и нужно сперва нарисовать! А уже далее мы приступаем к крыльям, шее, голове и ногам, — подсказывает она.

Вот оно что! Не с головы начинать надо было, а с яйца! Ну теперь точно получится. Тем временем позы птицы на экране сменяются: не успеваешь одну нарисовать, как ворон уже давно другую принял. При этом специалист рекомендует на паузу не ставить.

— В природе паузы нет. Сначала наблюдайте, запоминайте силуэт. Потом рисуйте.

У моих соседей — девушек и одного единственного здесь парня — явно получается красивее: вон какие шикарные перья и глазки-бусинки такие выразительные! Даже у девятилетней девочки и ее бабушки и то лучше выходит, чем у меня. Однако настроение нисколечко не портится: напротив — поднимается. Весело на каракули свои смотреть. Ирина Петровна, заметив мои наброски, успокаивает:

— Ну, для первого раза очень даже ничего! Главное, образ есть: видно же, что ворон. Ну-ка, ребята, посмотрите, похоже ведь? — заслуженная художница берет мой планшет с рисунком и показывает его всем. Ох и стыд!

— Да, очень! — говорят некоторые девочки, но я им все равно не верю.

Чтобы рассмотреть поближе, что получилось у других, прохожу по залу. Закончив круг, подсаживаюсь к бабушке маленькой девочки и спрашиваю, нравится ли им мастер-класс.

Фото: Алена Антонова
Фото: Алена Антонова

—До сегодняшнего дня я думала, что совершенно не умею рисовать, что это не мое. Но здесь настолько все доступно объяснили, что у меня и моей внучки Насти вышли неплохие рисунки, — делится впечатлениями Наталья.

Драгоценное явление

Пока все рисуют, их фотографирует Александр Олексенко, кандидат биологических наук, который рассказывал теорию в начале мастер-класса. Чтобы не мешать участникам, отвожу его в сторону и задаю несколько вопросов.

— Можно ли считать художником-анималистом того, кто не находится в живой природе, а только срисовывает картинки?

— Многие раньше срисовывали. Во-первых, потому что так проще, а во-вторых, они даже не знали, что можно рисовать с натуры. Изображать животное с фотографии — это не плохо, однако нужно понимать, что это не то. Ничто не заменит ощущения природы.

Вы много общаетесь с художниками и даже раскрыли их главный секрет успеха в своем выступлении, а потому, я предполагаю, что наверняка знаете ответ на мой вопрос — уж больно он меня мучил во время рисования. Как изобразить животных, которые находятся в постоянном движении?

— Да, действительно трудно запечатлеть на бумаге тех, кто двигается, однако есть одно упражнение. Василий Ватагин, которого считают родоначальником анималистики у нас в стране, сначала рисовал птицу в одной позе, потом, когда она ее меняла, на этом же листе делал наброски второго положения, когда принимала старую — дорисовывал. Таким образом лист заполнялся разнообразными позами.

— Идею провести мастер-класс предложили сотрудники Центра охраны дикой природы, и вы являетесь там экспертом. Это разовое занятие или у вас проходит целая серия мастер-классов?

— Да, все так: мы организовываем множество мастер-классов. Мы создали большой проект под названием «Классика отечественной анималистики: ресурсный центр для детей и их наставников» и выиграли президентский грант.

— То есть это совсем новый проект?

— Относительно. Центр охраны природы ведет программу анималистики почти 20 лет. Сейчас его сотрудники обучают этому направлению и детей, и взрослых в разных проектах. А в рамках «Классики отечественной анималистики», помимо мастер-классов, сейчас разрабатывают сайт. Ко всему прочему, скоро мы выпустим очередную книгу. Она тоже будет посвящена рисованию животных.

— Почему этот проект важен?

— Если говорить в целом, я считаю, что анималистика — явление драгоценное, с ним нужно знакомить людей: рассказывать об известных художниках, теории и тут же давать возможность порисовать самим. Тем более когда есть такой уникальный шанс поучиться у Ирины Маковеевой, одной из немногих художников-анималистов в России.

Выйдя из оранжереи, я еще раз прокручиваю в голове все, что сказали специалисты. Теперь точно об анималистике мне все стало понятно. Основы дали, про то, как рисовать форму зверей — ясно. Дело осталось за малым: купить карандаши, блокнот и начать творить. Я тут заглянула в интернет... в мире-то, оказывается, более миллиона видов животных — ох, разойдусь!