Евгений Стеблов: Нашей дружбе с Михалковым уже полвека

16 апреля 2012 года. Актер Евгений Стеблов во время торжественной церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости
16 апреля 2012 года. Актер Евгений Стеблов во время торжественной церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая маска». Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Пятьдесят пять лет назад на 17-м Каннском кинофестивале 1964 года был представлен фильм «Я шагаю по Москве». Георгий Данелия был отмечен жюри в числе молодых кинематографистов: «За индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях». Операторская работа Вадима Юсова была отмечена в этом же году первыми премиями на Всесоюзном кинофестивале и на Международном техническом конкурсе фильмов в Милане. Одну из главных ролей в картине сыграл народный артист Евгений Стеблов, коренной москвич, который сегодня вспоминает о Москве того времени.

— Евгений Юрьевич, знаковым фильмом в вашей судьбе стал «Я шагаю по Москве», который вышел на экраны ровно пятьдесят пять лет назад. Но до этого вы ведь еще сыграли стилягу в «Первом троллейбусе»?

— Да, это был мой дебютный фильм, я тогда впервые слетал в Одессу на съемки. А уж после этой картины попал к Георгию Данелии на фильм «Я шагаю по Москве». Наш город у Данелии снят замечательно оператором Вадимом Ивановичем Юсовым. На бульварах этого города мы, молодые, гуляли, влюблялись, встречались, расставались.

— А какой вы запомнили старую Москву? Спрашиваю потому, что вы как-то обмолвились, что застали столицу, по которой еще ездили извозчики…

— Так и есть. Отопление ведь в моем детстве было еще не везде, и поэтому лошади-тяжеловозы возили в дома дрова. Наша семья в то время жила в том же дворе, который позже воспел в своих песнях Володя Высоцкий. Дома стояли окна в окна, но позже наш дом сломали. Высоцкий был на восемь лет старше меня, и общаться мы начали по-настоящему, только когда я уже учился в Щукинском училище. А он был выпускником Школыстудии МХАТ и иногда заглядывал к нашим девчонкам в театральное общежитие. Уже тогда он пел свои песни, стилизованные под блатные, но как артист еще известен не был. Помню, как однажды на Трифоновке мы с ним сидели и вспоминали его учительницу, которая жила на одной лестничной клетке со мной, и общих дворовых знакомых.

Евгений Стеблов (слева) и Никита Михалков (справа) в фильме «Я шагаю по Москве»
Евгений Стеблов (слева) и Никита Михалков (справа) в фильме «Я шагаю по Москве»

— А какие еще экзотические воспоминания сохранила ваша память о тех временах?

— Ну, например, как мы семьей ездили на дачу за десять километров от Москвы на настоящем паровозе, из трубы которого валил дым и летела гарь! Вещи в ту пору сдавались в специальное багажное отделение. Москва за последнее время сильно разрослась, а во времена моего детства Рижский вокзал и Крестовский мост были границей города. Уже на Новоалексеевской улице в отдельных домах держали коров, а в районе ВДНХ и вовсе была деревня. Телецентра не было в помине, и после войны в голодное время в том районе у нашей семьи был огород: тогда горожанам выдавали участки в черте города, чтобы можно было прокормиться. Хорошо запомнил, как мы с дедом ходили в музей Шереметьевского дворца, где среди экспонатов находилась ручка, которой был подписан документ об освобождении крестьян от крепостного права. А в парке Останкина тогда существовал «Прокат игрушек», которые можно было взять за небольшую плату на время. «Детский мир» открыли, когда я был уже в пятом классе.

— А на какие-то демонстрации ходили?

— А как же! Я восседал у отца на плечах, и хорошо запомнил Сталина на мавзолее. А когда он умер, мы с ребятами отправились на его похороны, но, к счастью, в районе Сретенского бульвара развернулись назад.

Потому что, если бы дошли до Трубной, то попали бы в ту самую знаменитую давку, где погиб народ. При известии о смерти Сталина в нашей коммуналке рыдали все навзрыд. И когда я впервые оказался в мавзолее, то увидел там лежащих рядом и Ленина, и Сталина.

— Ну, а первый телевизор, приобретенный вашей семьей, помните?

— Семьдесят лет назад, в 1949 году, мой папа — инженер, сделал нам телевизор собственными руками. И тогда я увидел мир через экран. К нам ходили все соседи — прямо как это происходит у Никиты Михалкова в кинокартине «Пять вечеров». Кстати, с Никитой мы сдружились на съемках фильма «Я шагаю по Москве». Мир его детства тоже был уникален: дедушка — художник Петр Кончаловский, а прадедушка — художник Василий Суриков. Представляете, когда вы растете в такой атмосфере? Сергей Владимирович был очень талантливым и добрым, к тому же обладал грандиозным чувством юмора. Безотказный, он всем помогал, когда его о чем-то просили. Вот такой была Москва и люди моего детства и юности.

Новости партнеров