Афган разделил жизнь надвое

21 октября 1986 года. Разведка уходит на задание под Джелалабадом. Фото: Виктор Хабаров
21 октября 1986 года. Разведка уходит на задание под Джелалабадом. Фото: Виктор Хабаров

На этой неделе — 30-летие очень значимой даты: вывода советских войск из Афганистана. В Южном округе живут около четырех тысяч мужчин, прошедших Афганскую войну. Один из них — председатель патриотического объединения «Пандшер», депутат муниципального собрания городского муниципального образования Чертаново Северное Валерий Смирнов.

ЧУВСТВО, КОТОРОЕ НИКОГДА НЕ ЗАБЫТЬ

— Валерий Николаевич, многие бывшие «афганцы» признаются, что летели в Афганистан, как в приятную экзотическую командировку: солнце, пальмы, верблюды. Вы тоже заблуждались?

— Я служил в спецназе, был офицером, поэтому очень точно понимал, куда лечу. Никогда не забуду, как наш ИЛ-76 подлетал к Кабулу. Снижается аккуратно, по спирали, чтобы с гор не обстреляли. Такое чувство, что летишь к черту в пасть — только за скамейки держись, которые вдоль бортов стоят! Ведь самолет фактически пикирует. Словно в ад спускаешься.

7 июля 1987 года. Офицеры из бригады Валерия Смирнова тренируются перед боевым заданием. Фото: личный архив Валерия Смирнова
7 июля 1987 года. Офицеры из бригады Валерия Смирнова тренируются перед боевым заданием. Фото: личный архив Валерия Смирнова

— Страшно было?

— Конечно. У меня два командира группы за неделю до этого погибли. Тоже прилетели в Афган, а самолет из «стингеров» сбили. А на борту еще боеприпасы были, все сдетонировало... Парни ни дня не воевали и сразу погибли. Хотя место, где я служил, действительно было оазисом: верблюды, пальмы, обезьяны. Обезьян, правда, быстро перестреляли.

10 августа 1987 года. Офицер Валерий Смирнов во время прыжков с парашютом. Фото: личный архив Валерия Смирнова
10 августа 1987 года. Офицер Валерий Смирнов во время прыжков с парашютом. Фото: личный архив Валерия Смирнова

— За что?!

— Они носились в темноте, и часовые открывали огонь — потому что не знали, кто это — животные или «духи». Война ведь — напасть в любую секунду могли... А вообще, конечно, экзотики хватало. Наш гарнизон стоял на месте оливкового завода, и в одной из его ванн мы даже сделали бассейн! Но экзотика, прямо скажем, была очень специфическая. Например, рощи с грейпфрутами и мандаринами поблизости были заминированы. Но мы все равно туда за фруктами ходили — когда узнали, как мины расположены.

— Что для вас после этой войны изменилось навсегда?

— Все. Жизнь разделилась на две части: до и после Афгана. И не только у меня. У всех, кто туда попал. А еще мы научились любить Родину. Мы стали по-другому относиться к жизни, обострилось чувство справедливости: начинаешь ненавидеть всех, кто пытается притеснять народ — хоть внутри страны, хоть за ее пределами.

ЗА ЧТО МЫ ТОГДА ВОЕВАЛИ

— Сейчас многие говорят, что эта война была неправильная, глупая, и входить в Афганистан было вообще не нужно!

— Если бы нас там не было, то ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация) и прочие террористические организации сейчас были бы уже в Таджикистане и Узбекистане. А может быть, и еще ближе к границам России. Потому что в Афганистане много этнических таджиков и узбеков, они через горы вполне спокойно переходили границу и могли буквально перенести войну в СССР. Частично после развала Союза так и произошло. Но только частично.

— Значит, выводить войска было не нужно?

— Сейчас сложно сказать. Совершенно точно, что благодаря политике Горбачева у СССР тогда на продолжение войны просто не было средств. А у США, которые вооружали и обучали бандитов, они были. Вообще ситуация тогда сложилась очень странная. Мы, Советский Союз, строили на свои деньги в Афганистане дороги, ирригационные системы, школы, больницы. А США финансировали войну. Ну вот дофинансировались на свою голову. Исламский терроризм, который они в Афганистане взрастили, теперь проблема для всего мира. И для США в том числе — ведь это у них 11 сентября 2001 года был самый крупный в новейшей истории теракт. И сейчас американцы в Афганистане со своими бывшими друзьями уже сделать ничего не могут. Сидят по гарнизонам за бетонными заборами, а Талибан (запрещенная на территории РФ террористическая организация) там всех подряд «дует» в хвост и в гриву. Кстати, когда мы выходили из Афганистана, многие местные жители выражали отнюдь не радость, а сожаление. Потому что все инфраструктурные объекты, которые мы построили, оставались без советских специалистов, а своих-то у них не было! А сами афганцы оставались один на один с бандитами. Чтобы оценить последствия вывода советских войск из Афганистана, достаточно посмотреть на эту страну сейчас: война не прекратилась, а усилилась. Она разрослась. Если в 1980-х было невозможно представить, что появятся какие-то самостоятельные группы, которые, прикрываясь исламом, будут воевать против всех и вся, совершать теракты по всему миру, то сейчас это реальность. Спасибо американцам — это они выпустили джина из бутылки. А мы в Афганистане с этим джином боролись, мы сделали все, что в наших силах. Многие были ранены, тысячи ребят погибли, но мы сделали все, что могли.

12 января 2019 года. Председатель объединения «Пандшер», депутат муниципального собрания городского муниципального образования Чертаново Северное Валерий Смирнов. Фото: личный архив Валерия Смирнова
12 января 2019 года. Председатель объединения «Пандшер», депутат муниципального собрания городского муниципального образования Чертаново Северное Валерий Смирнов. Фото: личный архив Валерия Смирнова

ОТДАТЬ ДАНЬ ПАМЯТИ

15 февраля 2010 года. Члены общества «Пандшер» и школьники района Царицыно. Фото: личный архив Валерия Смирнова
15 февраля 2010 года. Члены общества «Пандшер» и школьники района Царицыно. Фото: личный архив Валерия Смирнова

— Валерий Николаевич, наша страна помнит о подвиге «афганцев» и всячески их поддерживает, есть много федеральных льгот. А есть ли поддержка со стороны местных властей?

— Есть, и очень существенная. Наш префект Алексей Валентинович Челышев в этом плане удивительный человек. Он настоящий патриот своей страны и поэтому всегда защищает интересы тех, кто честно выполнил перед страной свой долг. Каждый год префект проводит прием воинов-«афганцев», объявляет благодарности, вручает подарки. И видно, что это не официоз, это идет от сердца. К тому же я не помню ни одного случая, чтобы Алексей Валентинович не откликнулся на нашу просьбу. Вот последний случай. Над квартирой одного из наших ребят-«афганцев» дала течь кровля. А человек только-только ремонт сделал. Он ходил по всем инстанциям, просил ситуацию как-то исправить, но толку было мало. Обратились к префекту, и ситуация была решена моментально! Вот это и есть нормальное отношение — когда большой чиновник не просто должностное лицо, а человек, который проявляет участие.

— Многие жители округа хотели бы отдать дань памяти воинам-«афганцам», возложить цветы, вспомнить парней добрым тихим словом. Где они могут это сделать?

— На улице Мусы Джалиля есть школа номер 943, там установлен памятник «афганцам» Южного округа, погибшим в этой войне. Можно прийти туда. А можно на Котляковское кладбище. Мы тоже поставили там памятник.

Новости партнеров