Григорий Гладков: Я — почетный житель двух американских городов

Композитор Григорий Гладков. Фото: PERSONASTARS
9 ноября 2018 года. Композитор Григорий Гладков на юбилейном вечере. Многие его произведения стали классикой, а музыкальные работы в области экологии получили и международное признание. Фото: PERSONASTARS

Известный композитор Григорий Гладков сегодня в Международный день детей, больных онкологией, 15 февраля, придет поддержать малышей, находящихся на лечении в НИИ детской онкологии и гематологии Онкологического центра имени Блохина. Григорий Васильевич — рекордсмен Книги рекордов Гиннесса России по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей. В интервью нашему корреспонденту композитор рассказал, как он записывал с Успенским песни в своей квартире и почему, работая в России, он стал почетным жителем двух американских городов.

— Григорий Васильевич, неожиданно в интернете я обнаружила «Трактат о совке», который принадлежит вашему перу. Чем было вызвано написание этого произведения?

— Еще во времена перестройки моим девизом стала переработанная чеховская фраза: «Мы должны из себя по капле выдавливать «совка». Вот тогда-то я этот трактат и написал. «Совок» — вовсе не советский человек, а тот, который абсолютно несамостоятелен и безответственен. Этого качества нам по-прежнему не хватает, особенно молодым людям. Вот раньше мы, заплатив свои деньги при постройке кооператива, не знали, где будем жить, какой этаж нам дадут. Страшно вспомнить, но мы не могли выбирать. Одежду носили ту, которую для нас привозили, и туфли, джинсы «отрывали» в длинных очередях. За свои, заметьте, деньги! А потом все изменилось, а в нас несамостоятельность еще долго оставалась. Я, например, с ней прицельно боролся. Когда решил купить квартиру, сел в машину и стал ездить по городу, чтобы почувствовать, в каком районе я хочу жить. В итоге я купил квартиру в пятиэтажке без лифта. Стены были толстые, потолки три метра. Но самое главное — деревья вокруг выше здания. И мне стало уютно, потому что этот дом напоминал дом моего детства.

— Удивительно, но вы ведь являетесь почетным жителем двух американских городов...

— Да. Меня пригласил известный американский музыкант Джон МакКатчен выступить с ним на концертах: он, обладатель двух «Грэмми», пел мои песни для детей. В Америке считают, что если упустить хотя бы одно поколение детей, то можно страну взорвать хуже ядерной бомбы. За то, что я в своей стране сочиняю песни для детей, являюсь автором family-песен, меня во время тура сделали почетным жителем двух городов (Дефианс (штат Ойгайо) и Шарлотсвилл (штат Вирджиния). — «ЮГ»).

— Вы работали со многими интересными артистами. Что запомнилось?

— Я работал с Семеном Фарадой и даже сфотографировал его с банджо и в шляпе. Записывал вместе с Леонидом Филатовым музыку к мультфильму «Про Веру и Анфису» на стихи Успенского. В первой серии читал текст Олег Басилашвили. А для второй решили попробовать Леонида Филатова. Помню, как он спел песню на стихи Успенского: «А в воскресенье в нашем дворе — лавки, качели и все в детворе, скачут, смеются и бьют по мечу, как же вернуться я в детство хочу». Спел и заплакал… Мы делали первый свой фильм «Пластилиновая ворона» с Эдуардом Успенским. Одноименная песня, кстати, нравится представителям одной уничтоженной реформаторами профессии — инженерам по технике безопасности за строчки: «Не стойте и не прыгайте, не пойти, не пляшите там, где идет строительство и где подвешен груз». Но существовал и хулиганский вариант: «Не стойте и не прыгайте, не пейте, не курите там, где везут правительство или подобный груз».

— Вы делали цикл «Песни городских окраин»...

— Вместе с Успенским я работал над телевизионной пере дачей «В нашу гавань заходили корабли», где был собран невероятный пласт нашей культуры — песни, никогда не звучавшие ни по радио, ни по телевидению и вместе с тем которые были душой народа. «В этих песнях мало профессионализма, но много чувства и искренней правды», — сказал как-то об этой передаче артист Владимир Меньшов.

Так вот, первые песни для этой передачи записывались в моей старой квартире на проспекте Мира. И я сказал Эдуарду Николаевичу: «Почему мы записываемся у меня? У меня в доме и домофона нет, и в подъезде писают, а на запись ходят такие большие актеры: Зиновий Гердт, Ирина Муравьева, Владимир Меньшов, Юрий Чернов, Наталья Варлей. А вы, Эдуард Николаевич, живете в новой квартире на улице Александра Невского». На что мне Успенский юмористично ответил: «Мы начинаем новое дело и должны чувствовать себя как подпольщики. Поэтому будем записывать у тебя».

— Ваша персональная формула комфорта? Я не люблю ремонтов.

— У меня такая профессия, что все постоянно меняется: города, гостиницы, лица, страны, поезда, самолеты... И хочется, чтобы было место, где все оставалось бы прежним.

ДОСЬЕ

Григорий Гладков родился 18 июля 1953 года. Автор музыки к популярным теле- и радиопередачам, мультфильмам, спектаклям, документальным и художественным фильмам. Лауреат международных фестивалей мультипликации, академик Академии авторитетов фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап», лауреат многочисленных фестивалей авторской песни. Автор музыки к самой популярной телепередаче «Догшоу «Я и моя собака» и телепередаче «Спокойной ночи, малыши».

Новости партнеров