Фестиваль русского костюма в Италии: победа юных московских дизайнеров и карнавал

Воспитанницы Лаборатории «Дизайн-мода» на сцене театра Святой Терезы в Вероне. Фото: Анна Меженяускайте
Воспитанницы Лаборатории «Дизайн-мода» на сцене театра Святой Терезы в Вероне. Фото: Анна Меженяускайте

Коллекция костюмов «Витражи. Симфония света» прославила юных дизайнеров из столичного Центра внешкольной работы «На Сумском» не только в России, но и за ее пределами. Италия, 3 марта, площадь Сан-Марко и десятки тысяч взглядов — так началась за рубежом история фурора коллектива молодых мастеров.

— Ну и наелись же мы конфетти в Вероне, — эти слова одной из участниц Лаборатории «Дизайн-мода» Софьи Атменеевой поначалу ввергли меня в ступор. Однако выяснилось, что за ними стоит целая история о традиции итальянцев. Но обо всем по порядку.

Воспитанницы московской творческой студии Лаборатория «Дизайн-мода» стали лауреатами первой степени V Международного фестиваля русского костюма в Италии. Центром притяжения дизайнеров выступили солнечные Верона и Венеция.

Московскую студию представили десять учениц в возрасте от 12 до 18 лет. Девушки не только стали участницами конкурса, но и продефилировали на историческом карнавале.

ПРИОБЩЕНИЕ К КАРНАВАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

На праздничном шествии в Вероне коллектив проследовал 12 километров по городу под флагами России. Гости из Москвы представили вниманию зрителей костюмы, два года назад созданные воспитанницами студии и скорректированные накануне фестиваля.

— Коллекция технически сложная: из плотной ткани, неопрена и оракала мы получили сияющие витражи, — начала погружать меня в историю преподаватель дополнительного образования Гузель Зайнуллина.

Праздничное шествие на карнавале в Вероне. Фото: архив коллектива
Праздничное шествие на карнавале в Вероне. Фото: архив коллектива

Мы беседовали в аудитории центра «На Сумском», как вдруг к нам подошла ученица в светлом костюме с элементами разноцветной мозаики и в высоком головном уборе. Ткань ее сценического наряда сияла изнутри, и мне поведали секрет этого приема.

— Незадолго до фестиваля мы приняли решение подсветить костюмы. Разработали целую концепцию. В результате выбор пал на разноцветные лампочки, которые и разместили на внутренней стороне плотной ткани. Через прозрачную пленку начал пробиваться свет, и элементы напомнили нам настоящие витражи, — поделилась ученица Евангелина Худякова.

С упоением участницы фестиваля вспоминали о том, как жители Италии купали их в комплиментах, то и дело повторяя:

— Bellissimo! Russo! Perfecto!

Разноцветные лампочки разместили на внутренней стороне плотной ткани. Фото: Анна Меженяускайте
Разноцветные лампочки разместили на внутренней стороне плотной ткани. Фото: Анна Меженяускайте

Мгновенно я мысленно перенеслась в Верону, и мое воображение стало визуализировать карнавальное шествие участников в пестрых костюмах. Девочки продолжили рассказ:

— Колонну возглавили артисты, исполнявшие музыкальные и театрализованные номера. В костюмах мы шли по мощеным улочкам, сверху и сбоку нас накрывал водопад из конфетти. Они летели отовсюду, и позже нам рассказали об этой традиции. Оказалось, чем сильнее итальянцам нравится артист, тем больше они осыпают его конфетти. Еще два дня мы стряхивали их с одежды.

Юные дизайнеры, в свою очередь, дарили зрителям привезенные с собой конфеты. Во время карнавального шествия участницы из Москвы вручали их вблизи стоявшим детям и срывали аплодисменты зрителей, удобно разместившихся на крошечных балконах домов.

Фестиваль стал площадкой для мастеров, представивших Италию и разные уголки России. Наряды привезли с собой дизайнеры из Якутии, Калуги и других мест нашей необъятной страны.

ПОЧТИ СТО ТЫСЯЧ ВЗГЛЯДОВ, И ВСЕ НА СЦЕНУ

Дефиле в костюмах на сцене площади Сан-Марко. Венеция. Фото: архив коллектива
Дефиле в костюмах на сцене площади Сан-Марко. Венеция. Фото: архив коллектива

Основная программа фестиваля стартовала 3 марта в Венеции. На площади Сан-Марко собрались порядка 100 000 зрителей.

— Главная сцена заняла около 25 метров в длину и 15-ти в ширину. Продолжением конструкции стал подиум с красной ковровой дорожкой. По нему дефилировали участники конкурсной программы, — рассказала ученица Лаборатории «Дизайн-мода» Юлия Булгакова.

Творческий коллектив из Москвы отличился. Если другие дизайнеры выбрали концепцию демонстрации костюмов в проходке по сцене, то юные воспитанницы Лаборатории показали театрализованную постановку с элементами дефиле. Преподаватель Гузель Зайнуллина вспомнила:

— Девочки эстетично замерли в виде статуй. Витражи на костюмах превосходно просматривались с площади, и итальянская публика с овациями приняла нас. Цветные вставки на нарядах отражали солнечный свет, это выглядело феерично.

ДЖУЛЬЕТТА ИЗ РОССИИ ПОКОРИЛА ПУБЛИКУ

Конкурс на лучший костюм состоялся в театре Святой Терезы в Вероне.

Полина Сапункова в костюме Джульетты. Фото: Анна Меженяускайте
Полина Сапункова в костюме Джульетты. Фото: Анна Меженяускайте

Представители жюри присудили московской коллекции «Витражи. Симфония света» первое место в категории «Лучший сценический костюм». Вместе с тем одной из главных номинаций стала «Платье Джульетты». Участниц в ней оказалось как никогда много.

Если раньше в номинации выступали около шести девушек, то на этот раз их было 14. В жюри вошли представители Российской и Веронской Академий художеств, посол мира и дружбы Российской Ассоциации международного сотрудничества в Италии, оперные певицы, издатели журналов, арт-директор Веронского карнавала и другие выдающиеся личности.

Лабораторию «Дизайн-мода» представили в номинации две ученицы: Ульяна Меженяускайте и Полина Сапункова. Девушки сшили костюмы самостоятельно. Полина уточнила:

— На создание моего платья ушло полгода. Мне хотелось осовременить образ Джульетты и подчеркнуть талию. Получился лаконичный черный наряд с белым шлейфом и расположенным на спине большим бантом. Сначала я накидывала его на плечи, а затем легко сбрасывала. Само платье обшила жемчугом. В отличие от классического образа Джульетты, у меня еще был большой, но аккуратный головной убор.

Другие участницы конкурса представили, в основном, интерпретации средневекового образа героини со страниц трагедии английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.

Ульяна Неженяускайте и Тимур Хамраев в номинации «Платье Джульетты». Верона. Фото: Анна Меженяускайте
Ульяна Меженяускайте и Тимур Хамраев в номинации «Платье Джульетты». Верона. Фото: Анна Меженяускайте

Преподаватель коллектива отметила, что для представителей жюри важной составляющей выступления стала подача. Она рассказала, что Полина Сапункова, в отличие от многих девушек, исполнила песню на итальянском языке.

Второй Джульеттой, выступившей от Лаборатории, стала Ульяна Меженяускайте. Она одержала победу в этой номинации, покорив своим образом представителей жюри. Участница коллектива Елена Григорча объяснила:

— Автором костюма стал Тимур Хамраев. Мы вместе учимся в студии. Ульяна помогла создать наряд от начала до конца работы над ним. В соавторстве ребята выбрали легкую летящую ткань шифон и использовали технику мокрого валяния шерстью. Костюм обшили кристаллами.

За победу в двух номинациях всем участницам коллектива вручили именные сертификаты из флорентийского пергамента, макеты которых разработали в Веронской Академии художеств. Педагогов наградили объемными серебряными офортами с фрагментами из пьесы «Ромео и Джульетта».

О КОЛЛЕКТИВЕ, СТАВШЕМ ВТОРЫМ ДОМОМ

Московская творческая студия Лаборатория «Дизайн-мода» существует уже 20 лет. За это время разные составы коллектива продемонстрировали коллекции костюмов в Венгрии, Хорватии, Черногории, Италии, Сербии, Беларуси и Украине.

Прежде чем отправиться на Фестиваль русского костюма в Верону, воспитанницы студии исколесили Россию. Преподаватель Гузель Зайнуллина поделилась:

Один из составов московской творческой студии Лаборатория «Дизайн-мода». Фото: архив коллектива
Один из составов московской творческой студии Лаборатория «Дизайн-мода». Фото: архив коллектива

— Несмотря на юный возраст учениц, это, конечно, уже хорошо подготовленный состав. К своим 12-18 годам девочки выступили на различных всероссийских и международных конкурсах. Прошли огонь и воду. Порой на сцене что-то шло не по плану, но они у нас профессионалы. Знают, как качественно отработать экспромтом, — перевела взгляд на своих учениц педагог.

Примечательно, что идея создания одной из основных коллекций сценических костюмов «Витражи. Симфония света» зародилась в коллективе во время гастролей по Сербии.

— На очередной экскурсии мы посетили католический собор. Наше внимание приковали витражи на окнах. Мы вдохновились, и уже тогда в нас загорелся огонек будущей идеи о разработке костюмов с такой красочной и загадочной концепцией, — рассказала ученица Алиса Тетерина.

В студии сменилось не одно поколение молодых дизайнеров — юношей и девушек. При этом большинство воспитанников поступили в профильные высшие учебные заведения. Девушки рассказали, что коллектив для них второй дом, но далеко не все ученицы уже определились с будущей профессией. В ответ на мой вопрос об этом варианты разнились: кто-то думает посвятить свою жизнь моде и дизайну, а кто-то готов окунуться в актерское или педагогическое мастерство.

СПРАВКА

Организаторами Пятого Международного фестиваля русского костюма стали сотрудники Ассоциации «Русский дом — Италия». Сообщество объединило россиян, русскоязычных граждан, проживающих за границей, и итальянцев, увлеченных русским языком и культурой. Фестиваль стал площадкой для обмена опытом молодых дизайнеров и модельеров.

Состав коллектива, покорившего итальянскую публику на Фестивале русского костюма в 2019 году: Полина Сапункова, Елена Григорча, Ульяна Меженяускайте, Юлия Булгакова, Ангелина Шникер, Екатерина Пономарчук, Алиса Тетерина, Софья Атменеева, Арина Меженяускайте, Мария Болдырева, Евангелина Худякова и педагоги Гузель Зайнуллина, Татьяна Соломатина.