Гольфстрим и степ: мастер-класс по танцам прошел на юге столицы
Любой танец начинается с шага, степ начинается еще и со звука. Вряд ли можно его с чем-нибудь спутать: звонкие набойки весело стучат по паркету, создавая свою, особую мелодию. Мой степ начался 16 марта в Культурном центре «Авангард». Тогда там провели открытый мастер-класс для новичков.
Я отношусь к типу людей, кто танцевал давно, в детстве, по принуждению родителей. В 13 лет, поставив себе диагноз — необучаема, я решила уйти из танцев. Однако по иронии судьбы или по заданию редакции «ЮГ» я снова оказалась в хореографическом зале. Сидела на лавочке, переобувалась и собиралась танцевать степ.
Новички выстроились в линию так, чтобы видеть свое отражение в зеркале. А преподаватель Виктория Сичалова стала в центре. Пока, подумала я, ничего сложного — все как обычно.
Оказалось, что Виктория не приглашенный в «Авангард» гость. Она давно работает в Культурном центре, а с февраля 2019 года ведет бесплатный класс «Мастерская степа и чечетки "Тэп"».
Кроме того, преподаватель больше 20 лет занимается этим направлением танца. Она — финалистка Чемпионата мира по степу, призерка Чемпионата Европы, многократная чемпионка России в номинации соло. Кажется, я в надежных руках. Даже искренне позавидовала жителям юга: у них есть возможность дважды в неделю тренироваться под руководством профессионала.
СТЕП. НАЧАЛО
Вместе со мной в зале занимались 11 человек. Даже охранник Культурного центра пришел посмотреть, однако присоединиться так и не решился.
— Степ скомпилировал в себе африканские ритмы и ирландскую джигу. Представители этих стран мигрировали в Америку и, конечно, захватили с собой национальные танцы, — перед тем, как начать, Виктория погрузила участников в историю этого направления.
С английского языка степ переводится как «шаг». Однако для этого танца важен и звук. Именно поэтому тренер в первую очередь учила нас правильно стучать ногой. Звук должен быть четким и громким, ведь степ и есть сама музыка.
Участница мастер-класса Светлана Дементьева поделилась своими впечатлениями.
— Сначала для нас провели игру, чтобы мы смогли прочувствовать ритм танца: немного потопали и похлопали. Преподаватель очень доступно все объяснила. Такой формат легко воспринимать, особенно маленькому ребенку.
Мое внимание привлекла внучка Светланы, Рузанна Даниелян. Когда мы общались, она сидела на руках у бабушки. На мой вопрос, что ее привлекло в степе, она отвернулась и спрятала голову в бабушкино плечо — засмущалась.
— На самом деле мы пришли сюда из-за Рузанны. Она увидела танец в интернете, ей понравилось. Поэтому можно смело сказать, что это инициатива внучки. Мы даже каблучки надели, — говорит Светлана.
Девочка улыбнулась и показала мне белые туфельки.
Но вернемся к самому мастер-классу. После вводной части Виктория показывает участникам несколько основных движений. В список вошел, например, Ball-change. Данный элемент очень прост — сначала мы бьем правой ногой, при этом на пол ставится вся стопа, после — носком левой ноги.
— Если вы сегодня придете домой и не вспомните ни одного движения — это нормально, — подметила Виктория, улыбаясь и исполняя Ball-change.
У всех разный адаптационных период, признается преподаватель. Начать танцевать — словно выучить новый язык: сначала запоминаешь слова, после они начинают складываться в предложения.
Освоив Ball-change, мы выучили еще несколько движений и даже попробовали исполнить их вместе без пауз. В этот момент моя неуверенность постепенно начала пропадать, я ощутила ритм, музыку — танцевала.
ВЫБРАЛ ЧЕЧЕТКУ, ПОТОМУ ЧТО НА БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ ИДТИ НЕ ХОТЕЛ
На мастер-классе в этот день присутствовал и ученик Виктории. Он увлекается степом уже третий год. Началось все с того, что мальчику родители поставили условие: должен записаться в секцию танцев. Роман Анохин рассказал, что выбрал чечетку, потому что это «мужской» танец. А на бальные уж точно идти не хотел.
— Планирую заниматься и дальше. Мы с ребятами, которые тоже обучаются степу в «Авангарде», недавно поучаствовали в фестивале «Золотая набойка», ну конечно ничего не заняли…
— Как это ничего не заняли? — пошутила Виктория. — Четвертое место завоевали.
Это первенство России по степу, продолжает она. В прошлом году, кстати, они заняли на Чемпионате России третье место.
На фестиваль «Золотая набойка» в 2019 году приехали участники из трех стран: Украина, Казахстан и Россия. В общей сложности было 15 городов. Вряд ли можно сказать, что степ не популярный танец.
Виктория добавила, что большое количество людей по всей России любят чечетку.
На занятия к балетмейстеру в «Авангард» ходят больше двадцати человек, а после занятия записались еще два. Она рассказала, что адаптационный период у новичка длится около месяца. После уроков люди часто приходят и жалуются, что не могут ничего вспомнить — каждое занятие с чистого листа.
Тогда я решила узнать у Ромы, как долго адаптационный период длился у него.
— Два занятия, — ответил он.
Кстати, мама Ромы тоже танцует, и тоже степ. Это тот самый случай, когда ребенок привел в танцы родителей, а не наоборот.
МУЖСКОЙ ИЛИ ЖЕНСКИЙ ТАНЕЦ, ЧЕЧЕТКА ИЛИ СТЕП?
В степ Виктория пришла из народных танцев. Она посмотрела картину «Зимний вечер в Гаграх», которая вышла в 1985 году, в юном возрасте и воодушевилась. Стоит отметить, что фильм вызвал массовую любовь к новому танцевальному стилю.
— А первым моим педагогом стал Аркадий Насыров. Он как раз исполнил главную роль степиста в «Зимнем вечере в Гаграх». У него я занималась пять лет, после — у Константина Невретдинова. Он является одним из основателей «Русской школы американского степа». Именно от этого коллектива я участвовала в различных соревнованиях.
Виктория отметила, что нельзя назвать чечетку «мужским» или «женским» танцем. Просто мальчики чаще его выбирают, если хотят танцевать. Кроме того, основоположники танца в основном мужчины.
Во время занятия одна из участниц спросила у Виктории, чем отличается степ от чечетки. Оказывается, это не два разных танца, как принято думать.
— В Советском Союзе был железный занавес, и степ никак не развивался. Танцевали только то, что и так было известно.
Чечетка — это русифицированное название. В основном ее преподавали как оригинальный жанр в цирковых училищах на факультетах эстрады. Не было специализированных школ. А с 80-х годов она снова набрала популярность.
ГОЛЬФСТРИМСКИЙ СТЕП
Увлекательное путешествие в мир степа, к сожалению, подошло к концу. Виктория не только просто и доходчиво объяснила азы танца, но и в промежутках между заданиями рассказала факты из истории возникновения степа.
Финальным аккордом стал совместный танец, который группа исполнила за 45 секунд. В этом, думаю, заслуга тренера. Кроме того, на занятии присутствовали и дети, и взрослые — это не помешало усвоить движения на одном уровне.
Воодушевленные успехом или весной в завершении мы решили дать название нашей группе. После недолгих раздумий определили, что это будет «Течение Гольфстрим».
ПОСЛЕВКУСИЕ
По прогнозу Виктории, проснувшись утром, я не вспомнила ни одного движения. А после того, как попробовала повторить, поняла, что ноги тоже ничего не запомнили. То ли теплые ветреные течения вскружили мне голову, то ли невероятный успех от того, что у меня все-таки получилось что-то станцевать — неясно. Одно останется у меня на память — видеозапись нашего триумфа.