Гольфстрим и степ: мастер-класс по танцам прошел на юге столицы

Участники мастер-класса по степу. Фото: Лариса Кучинская
Участники мастер-класса по степу. Фото: Лариса Кучинская

Любой танец начинается с шага, степ начинается еще и со звука. Вряд ли можно его с чем-нибудь спутать: звонкие набойки весело стучат по паркету, создавая свою, особую мелодию. Мой степ начался 16 марта в Культурном центре «Авангард». Тогда там провели открытый мастер-класс для новичков.

Я отношусь к типу людей, кто танцевал давно, в детстве, по принуждению родителей. В 13 лет, поставив себе диагноз — необучаема, я решила уйти из танцев. Однако по иронии судьбы или по заданию редакции «ЮГ» я снова оказалась в хореографическом зале. Сидела на лавочке, переобувалась и собиралась танцевать степ.

Новички выстроились в линию так, чтобы видеть свое отражение в зеркале. А преподаватель Виктория Сичалова стала в центре. Пока, подумала я, ничего сложного — все как обычно.

Виктория работает в Культурном центре, а с февраля 2019 года ведет бесплатный класс «Мастерская степа и чечетки «Тэп». Фото из личного архива Виктории Сичаловой
Виктория работает в Культурном центре, а с февраля 2019 года ведет бесплатный класс «Мастерская степа и чечетки «Тэп». Фото из личного архива Виктории Сичаловой

Оказалось, что Виктория не приглашенный в «Авангард» гость. Она давно работает в Культурном центре, а с февраля 2019 года ведет бесплатный класс «Мастерская степа и чечетки "Тэп"».

Кроме того, преподаватель больше 20 лет занимается этим направлением танца. Она — финалистка Чемпионата мира по степу, призерка Чемпионата Европы, многократная чемпионка России в номинации соло. Кажется, я в надежных руках. Даже искренне позавидовала жителям юга: у них есть возможность дважды в неделю тренироваться под руководством профессионала.

СТЕП. НАЧАЛО

Вместе со мной в зале занимались 11 человек. Даже охранник Культурного центра пришел посмотреть, однако присоединиться так и не решился.

— Степ скомпилировал в себе африканские ритмы и ирландскую джигу. Представители этих стран мигрировали в Америку и, конечно, захватили с собой национальные танцы, — перед тем, как начать, Виктория погрузила участников в историю этого направления.

С  английского языка степ переводится как «шаг». Однако для этого танца важен и звук. Именно поэтому тренер в первую очередь учила нас правильно стучать ногой. Звук должен быть четким и громким, ведь степ и есть сама музыка.

Участница мастер-класса Светлана Дементьева поделилась своими впечатлениями.

— Сначала для нас провели игру, чтобы мы смогли прочувствовать ритм танца: немного потопали и похлопали. Преподаватель очень доступно все объяснила. Такой формат легко воспринимать, особенно маленькому ребенку.

Мое внимание привлекла внучка Светланы, Рузанна Даниелян. Когда мы общались, она сидела на руках у бабушки. На мой вопрос, что ее привлекло в степе, она отвернулась и спрятала голову в бабушкино плечо — засмущалась.

— На самом деле мы пришли сюда из-за Рузанны. Она увидела танец в интернете, ей понравилось. Поэтому можно смело сказать, что это инициатива внучки. Мы даже каблучки надели, — говорит Светлана.

Девочка улыбнулась и показала мне белые туфельки.

Но вернемся к самому мастер-классу. После вводной части Виктория показывает участникам несколько основных движений. В список вошел, например, Ball-change. Данный элемент очень прост — сначала мы бьем правой ногой, при этом на пол ставится вся стопа, после — носком левой ноги.

— Если вы сегодня придете домой и не вспомните ни одного движения — это нормально, — подметила Виктория, улыбаясь и исполняя Ball-change.

У всех разный адаптационных период, признается преподаватель. Начать танцевать — словно выучить новый язык: сначала запоминаешь слова, после они начинают складываться в предложения.

Освоив Ball-change, мы выучили еще несколько движений и даже попробовали исполнить их вместе без пауз. В этот момент моя неуверенность постепенно начала пропадать, я ощутила ритм, музыку — танцевала.

ВЫБРАЛ ЧЕЧЕТКУ, ПОТОМУ ЧТО НА БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ ИДТИ НЕ ХОТЕЛ

На мастер-классе в этот день присутствовал и ученик Виктории. Он увлекается степом уже третий год. Началось все с того, что мальчику родители поставили условие: должен записаться в секцию танцев. Роман Анохин рассказал, что выбрал чечетку, потому что это «мужской» танец. А на бальные уж точно идти не хотел.

— Планирую заниматься и дальше. Мы с ребятами, которые тоже обучаются степу в «Авангарде», недавно поучаствовали в фестивале «Золотая набойка», ну конечно ничего не заняли…

— Как это ничего не заняли? — пошутила Виктория. — Четвертое место завоевали.

Это первенство России по степу, продолжает она. В прошлом году, кстати, они заняли на Чемпионате России третье место.

На фестиваль «Золотая набойка» в 2019 году приехали три страны: Украина, Казахстан, Россия. В общей сложности было 15 городов. Фото из личного архива Виктории Сичалововой
На фестиваль «Золотая набойка» в 2019 году приехали три страны: Украина, Казахстан, Россия. В общей сложности было 15 городов. Фото из личного архива Виктории Сичалововой

На фестиваль «Золотая набойка» в 2019 году приехали участники из трех стран: Украина, Казахстан и Россия. В общей сложности было 15 городов. Вряд ли можно сказать, что степ не популярный танец.

Виктория добавила, что большое количество людей по всей России любят чечетку.

На занятия к балетмейстеру в «Авангард» ходят больше двадцати человек, а после занятия записались еще два. Она рассказала, что адаптационный период у новичка длится около месяца. После уроков люди часто приходят и жалуются, что не могут ничего вспомнить — каждое занятие с чистого листа.

Тогда я решила узнать у Ромы, как долго адаптационный период длился у него.

— Два занятия, — ответил он.

Кстати, мама Ромы тоже танцует, и тоже степ. Это тот самый случай, когда ребенок привел в танцы родителей, а не наоборот.

МУЖСКОЙ ИЛИ ЖЕНСКИЙ ТАНЕЦ, ЧЕЧЕТКА ИЛИ СТЕП?

Участники коллектива «Русская школа американского степа». Фото из личного архива Виктории Сичалововой
Участники коллектива «Русская школа американского степа». Фото из личного архива Виктории Сичалововой

В степ Виктория пришла из народных танцев. Она посмотрела картину «Зимний вечер в Гаграх», которая вышла в 1985 году, в юном возрасте и воодушевилась. Стоит отметить, что фильм вызвал массовую любовь к новому танцевальному стилю.

— А первым моим педагогом стал Аркадий Насыров. Он как раз исполнил главную роль степиста в «Зимнем вечере в Гаграх». У него я занималась пять лет, после — у Константина Невретдинова. Он является одним из основателей «Русской школы американского степа». Именно от этого коллектива я участвовала в различных соревнованиях.

Виктория отметила, что нельзя назвать чечетку «мужским» или «женским» танцем. Просто мальчики чаще его выбирают, если хотят танцевать. Кроме того, основоположники танца в основном мужчины.

Во время занятия одна из участниц спросила у Виктории, чем отличается степ от чечетки. Оказывается, это не два разных танца, как принято думать.

— В Советском Союзе был железный занавес, и степ никак не развивался. Танцевали только то, что и так было известно.

Чечетка — это русифицированное название. В основном ее преподавали как оригинальный жанр в цирковых училищах на факультетах эстрады. Не было специализированных школ. А с 80-х годов она снова набрала популярность.

ГОЛЬФСТРИМСКИЙ СТЕП

Увлекательное путешествие в мир степа, к сожалению, подошло к концу. Виктория не только просто и доходчиво объяснила азы танца, но и в промежутках между заданиями рассказала факты из истории возникновения степа.

Финальным аккордом стал совместный танец, который группа исполнила за 45 секунд. В этом, думаю, заслуга тренера. Кроме того, на занятии присутствовали и дети, и взрослые — это не помешало усвоить движения на одном уровне.

Воодушевленные успехом или весной в завершении мы решили дать название нашей группе. После недолгих раздумий определили, что это будет «Течение Гольфстрим».

ПОСЛЕВКУСИЕ

По прогнозу Виктории, проснувшись утром, я не вспомнила ни одного движения. А после того, как попробовала повторить, поняла, что ноги тоже ничего не запомнили. То ли теплые ветреные течения вскружили мне голову, то ли невероятный успех от того, что у меня все-таки получилось что-то станцевать — неясно. Одно останется у меня на память — видеозапись нашего триумфа.