Такие нужные излишества

23 февраля 2019 г. Римма Петровна у себя дома. Фото: из личного архива
23 февраля 2019 г. Римма Петровна у себя дома. Фото: из личного архива

На днях исполнился 91 год жительнице Даниловского района, архитектору и поэту Римме Алдониной. Ее карьера зодчего продолжалась почти 45 лет, с 1951 по 2010 год (с перерывами). И основная часть ее профессиональной биографии связана с Южным округом. Среди реализованных проектов Риммы Петровны — дома № 5 и № 8 по Автозаводской улице (1954–1956), планировка нынешних районов Царицыно (1960– 1963) и Нагатино (1970-е годы), кинотеатр «Эльбрус» (1969), реконструкция Дворца культуры ЗИЛ (1966–1976), застройка Нагатинской набережной (1972–1982). Во многих районах (в частности, в Нагатине) встречается «дом Алдониной» — односекционная жилая башня с кирпичными стенами и сборным каркасом, в вариантах с 9, 12, 13 и 14 этажами.

ЗОДЧИЙ НА ПОКОЕ

В последние годы Римма Алдонина уже ничего не проектирует. Но все изменения в районе (а Римма Петровна каждый день обязательно гуляет ) оценивает взглядом профессионального архитектора.

— Мне очень приятно, что благоустраивают народный парк «Кожухово», но некоторые детали вызывают у меня вопросы, — говорит Римма Алдонина. — Например, то, что скамейки сделаны в виде железобетонных полукругов. Не будут ли между их рейками скапливаться снег и грязь? Еще я беспокоилась, поставят ли перила на новых спусках.

Ведь там гуляют в основном или женщины с младенцами, или такие, как я, пожилые люди. А им без перил никак нельзя. Обрадовалась, когда осенью в очередной раз пришла в парк и увидела, что перила всетаки появились.

К современной застройке у Риммы Алдониной сложное отношение. Под окнами ее дома лет десять назад вырос храм Александра Невского в Кожухове. Римма Петровна, человек абсолютно нерелигиозный, вынуждена признать, что «архитектура удачная». Ей жаль, что отказываются от советской «микрорайонной» планировки, при кото-рой по пути в школы и детские сады не нужно было переходить большие дороги, а между домами со временем вырастали целые леса. Зато она радуется тому, какая у нынешних зодчих свобода, в том числе в выборе материалов. Почти вся ее карьера пришлась на десятилетия экономичного типового домостроительства, когда так тяжело было «пробить» хоть сколько-нибудь нестандартный проект.

7 марта 2019 г. Дом № 5 по Автозаводской. Римма Алдонина до сих пор помнит, с каким трудом дались ей русты (украшения) над аркой. Фото: Пелагия Замятина
7 марта 2019 г. Дом № 5 по Автозаводской. Римма Алдонина до сих пор помнит, с каким трудом дались ей русты (украшения) над аркой. Фото: Пелагия Замятина

БЕЗБАШЕННЫЙ СТИЛЬ

Римма Алдонина окончила Московский архитектурный институт в 1951 году. Это был расцвет сталинского монументального классицизма.

— Главный тезис, что архитектура — это «польза, прочность и красота» (формула древнеримского зодчего Витрувия. — «ЮГ»), был незыблем, — вспоминает о годах учебы Римма Петровна. — Без красоты нет архитектуры. Голые коробки — это не здания.

Эпоха закончилась в одночасье — с выходом 4 ноября 1955 года постановления ЦК КПСС и Совета министров «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В ту осень 27-летняя Римма в составе группы более опытных коллег работала над проектами домов № 5 и № 8 по Автозаводской улице (те, что по обе стороны от бульвара). Заказчиком домов был ЗИЛ.

— Эти пояса с подсолнухами рисовала я, — показывает Римма Петровна на фасад. — К счастью, к моменту выхода постановления стройка была уже в разгаре, так что сильно изменить проект мы бы не успели. Центральная, 12-этажная часть обоих зданий осталась такой, как была задумана, не построили только декоративные башенки. А вот на 10-этажных крыльях пришлось поубавить количество украшений. Но все же там есть архитектурные тяги, карниз, под карнизом небольшие листья.

1954 год. Такой была Римма, когда начала работать над проектом домов на Автозаводской. Фото: из личного архива
1954 год. Такой была Римма, когда начала работать над проектом домов на Автозаводской. Фото: из личного архива

ВЫГАДАЛА ПЛОЩАДЬ

В 1960 году Римма Алдонина спроектировала квартал на улице Трофимова, на бе-регу реки, который застраивала ТЭЦ-9. И ей удалось добиться отступления от первоначального проекта.

— К этому дому я пристроила угловую секцию, значительно увеличив площадь против первоначально утвержденной, — говорит Римма Петровна, стоя у окна своей комнаты и глядя на восьмиэтажку напротив. — Еще я успела сделать карнизную плиту и поясок под ней. Потом эти карнизные плиты вообще отменили… В новых домах многие участники стройки — и архитектор, и прораб, и каменщики — получили квартиры.

Так в 32 года Римма Алдонина поселилась на улице Трофимова, где и живет до сих пор.

— В Южном округе прошло почти две трети моей жизни, — подсчитывает Римма Петровна. — Так что я вправе считать его родным.

ЦИТАТА

…Пусть, лифтами не балуясь, Жилец в тебе живет.

Но у тебя есть лестница, И крыша есть, и вход.

Ты пол-Москвы практически Заполонить успел, Поскольку стратегически Значение имел. <…> Когда-то жили мамонты, Оставили клыки, Цари дворцы оставили, Купцы — особняки.

Ах, братья архитекторы, И мы не зря живем — От нас в веках останется Пятиэтажный дом...

Римма Алдонина.

Дом, мой дом (1960). Песня для самодеятельного ансамбля архитекторов «Кохинор и Рейсшинка».

Новости партнеров