Три тополя на Шаболовке

17 марта 2019 года. Ученики театральной студии Иван Новиков и Анна Зобнина (воспроизвели кадры из кинофильма «Три тополя на Плющихе» на улице Шаболовке, ведь рассказ Александра Борщаговского назывался «Три тополя на Шаболовке». Они повторили кадры, где главные роли исполнили актеры Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Фото: Антон Гердо
17 марта 2019 года. Ученики театральной студии Иван Новиков и Анна Зобнина (воспроизвели кадры из кинофильма «Три тополя на Плющихе» на улице Шаболовке, ведь рассказ Александра Борщаговского назывался «Три тополя на Шаболовке». Они повторили кадры, где главные роли исполнили актеры Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Фото: Антон Гердо

На этой неделе в пятницу отмечают Международный день таксиста, а весной 1968 года на экраны страны вышел легендарный советский фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», снятый по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Более полувека прошло с тех пор, как Нюра (Татьяна Доронина) приехала в столицу из далекого села и встретила на вокзале таксиста Александра (Олега Ефремова). Мы задумались, а как за это время изменилась Москва и москвичи? И наш корреспондент села в машину к таксисту Владлену Георгиевичу и поездила с ним по улице Шаболовка. А чтобы было наглядней, фотограф воспроизвел самые известные кадры из кинофильма на современный лад. В этом нам помогли Иван Новиков и Анна Зобнина из театральной студии «Раз, два, три» школы №123.

Шаболовка, слякоть, мне срочно нужно попасть на Даниловский рынок, где у меня назначена встреча. Хотя на улице весна, да? Тогда пусть будет свидание. В любом случае появиться там в образе промокшей мартовской кошки мне не очень хочется. Достаю телефон и ловлю себя на мысли, что прошли времена, когда для того, чтобы вызвать такси, нужно было голосовать на проезжей части, в надежде на то, что тебя подберет случайный бомбила. Ну или не подберет, как Нюру, героиню советского фильма «Три тополя на Плющихе», которой пришлось долго ждать на обочине своего таксиста: никто не хотел связываться с провинциальной дамочкой, у которой с собой «рубль семнадцать — в кулаке зажму и больше не дам!» Зато сейчас — красота: набираешь свои координаты в телефоне, и через две минуты — вот оно, уже ждет на месте! Желтое, с шашечками, твое!

Сцены из кинофильма на современный лад: прощание. Фото: РИА Новости
Сцены из кинофильма на современный лад: прощание. Фото: РИА Новости

МОСКВА...

Открываю дверь: — До рынка добросите? — А как же? Садитесь! — таксист, интеллигентный седовласый мужчина, приглашает меня на переднее сиденье. — Меня зовут Владлен Георгиевич.

— Отчего не спрашиваете, на какой именно рынок? Ведь их в Москве — огромное количество! — пытаюсь я поддеть водителя.

— Ну, если останавливают на Шаболовке — значит, точно на Даниловский,— улыбается Владлен Георгиевич. — Он ближайший отсюда, и испокон веков — один из самых популярных в городе: именно сюда должна была доставить ветчину Нюра из «Трех тополей на Плющихе». Считается, что он был основан еще в ХIII веке, одновременно с монастырем. К слову, в 1960-е годы, когда разворачивалось действие фильма, рынок еще не имел своего «фирменного» куполагармошки: он появился только в 1980-е.

В окне автомобиля мелькнула Шуховская башня. Водитель чуть притормозил.

— А вы знаете, что изначально рассказ, который лег в сценарий фильма, назывался «Три тополя на Шаболовке»? — повернулся он ко мне. — А режиссер изменила название, чтобы картина ни у кого не ассоциировалась с телевидением...

Я улыбаюсь в ответ и думаю, как быстро все меняется в Москве: вот едешь по улице, и кажется, что еще вчера в том доме был ресторан, смотришь сегодня, а там уже магазин! Спустя более пяти десятков лет с момента выхода «Трех тополей» на большие экраны, мало кто вспомнит, что когда-то очертания Шуховской башни были символом многих телевизионных передач, включая «Время» и «Голубой огонек». Но где то «Время»?

17 марта 2019 года. Ученики театральной студии Иван Новиков и Анна Зобнина (воспроизвели кадры из кинофильма «Три тополя на Плющихе» на улице Шаболовке, ведь рассказ Александра Борщаговского назывался «Три тополя на Шаболовке». Они повторили кадры, где главные роли исполнили актеры Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Фото: Антон Гердо
17 марта 2019 года. Ученики театральной студии Иван Новиков и Анна Зобнина (воспроизвели кадры из кинофильма «Три тополя на Плющихе» на улице Шаболовке, ведь рассказ Александра Борщаговского назывался «Три тополя на Шаболовке». Они повторили кадры, где главные роли исполнили актеры Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Фото: Антон Гердо

— А часто ли вам приходится подвозить провинциальных девушек вроде Нюры? — интересуюсь я, рассматривая в окно разноцветные офисы, которые Нюра наверняка даже вообразить себе не могла.

— Часто, но о том, что они не из Москвы, я могу догадаться только во время разговора, — улыбается таксист. — Их разве что говор выдает.

Одеваются они так же, а порой и лучше москвичек — некоторые как будто с обложки модного журнала ко мне в машину ныряют. Глобализация, интернет уравняли всех — москвичек, приезжих, иностранок...

— Если плачут — успокаиваете? — вспоминаю я некоторые поездки в такси.

— Конечно, — Владлен Георгиевич прячет улыбку в воротнике кожаной куртки. — Прошу не рубить с плеча, обещаю, что все образуется... Говорю всякие такие банальные, казалось бы, вещи, но действенные. Просто иногда нужно, чтобы кто-то это сказал.

Тут телефон водителя завибрировал. Новый вызов: на Мытную улицу. Оттуда пассажиров надо доставить на Белорусский вокзал.

— А это мои постоянные клиенты, пенсионеры, — поясняет он, взглянув на номер. — Как лето начинается, так я развожу их по дачам, а осенью забираю.

— А на площадь трех вокзалов, откуда начала свое московское путешествие Нюра, часто ездите? — спрашиваю я.

Сцены из кинофильма на современный лад: сцена в автомобиле. Фото: РИА Новости
Сцены из кинофильма на современный лад: сцена в автомобиле. Фото: РИА Новости

— Случается! — весело откликается водитель и оборачивается ко мне. — Кстати, то, как вы назвали это место, выдает ваш возраст. Люди постарше обычно просят привезти их на Комсомольскую площадь — именно такое название она носила до 2003 года. А еще раньше она и вовсе Каланчевской называлась.

...И МОСКВИЧИ

В машине тихо бурчит радио, водитель что-то, улыбаясь, рассказывает. Я потихоньку расслабляюсь и уже, кажется, никуда не спешу.

— А как вы таксистом стали? — я наконец задала вопрос, который мучил меня с момента, как открыла дверь машины. Ну, не похож Владлен Георгиевич на таксиста, хоть убей! Благородная седина, внимательные серые глаза, спокойный голос, не самый дешевый парфюм — все как будто говорит о том, что не за баранкой родился мой шофер.

— Да просто в какой-то момент устал от всего, — признается он. — Когда-то бизнес был небольшой, да кризиса он не пережил. А у нас, советских людей, работа любая в почете была. Так и пришел в такси. Думал, полгода поработаю, и все! А потом понравилось: люди хорошие попадаются. Иной раз поговоришь с человеком, похохмишь — и настроением на целый день заряжаешься. Звезд иногда вожу, недавно вот Немоляеву подвозил. Но виду, что узнал, не подал: мало ли, устала...

17 марта 2019 года. Ученики театральной студии Иван Новиков и Анна Зобнина. Фото: Антон Гердо
17 марта 2019 года. Ученики театральной студии Иван Новиков и Анна Зобнина. Фото: Антон Гердо

— А плохие люди встречаются? — не унимаюсь я.

— Бывают ситуации неоднозначные, — подумав, отвечает Владлен Георгиевич. — Так, перед Новым годом посадил троих нерусских в Королеве и поехал в Москву. Они попросили музыку поставить свою, я сделал, потом просят громче и еще громче. Я говорю: «Ребят, громче — нельзя».

И вдруг чувствую сильнейший удар в подголовник! Еще чуть-чуть, и в голову попали бы. А я как раз проезжаю пост ГИБДД. Подъехал и сдал их...

Мы ныряем во дворы в надежде объехать пробку на Серпуховском Валу. Водитель ловко снует между желтых корпусов знаменитого дома-коммуны.

Сцены из кинофильма на современный лад: сцена около кафе. Фото: РИА Новости
Сцены из кинофильма на современный лад: сцена около кафе. Фото: РИА Новости

— Владлен Георгиевич, вот вы — очень обаятельный мужчина, который постоянно где-то пропадает, — подшучиваю я. — То в аэропорт ночью, то на вокзал... Жена то не ревнует вас? — Иной раз бывает, — добродушно отзывается таксист. — Не так давно, к слову, история случилась... Приходит заказ в спортклуб, подъезжаю, выходит девушка, называет улицу. Доехали, значит, она рассчиталась, и я отправился встречать жену на работу. Съездили за продуктами, жена ставит сумки на заднее сиденье и вдруг натыкается на женские сапоги! «Ты, — говорит, — совсем обнаглел?» Я судорожно пытаюсь вспомнить, как у меня в салоне оказались эти сапоги и понимаю, что моя клиентка из спортклуба, видимо, в кроссовках ушла.

В историю заказов залез, звоню спортсменке: «Это вы сапоги у меня оставили? Они чуть до развода не довели!» Привез ей сапоги эти несчастные потом.

В окошке показался знакомый козырек-«гармошка», я оборачиваюсь к таксисту.

— Владлен Георгиевич, а вы песню «Нежность» знаете? — Конечно! — водитель улыбается и начинает насвистывать: «...так же падает в садах листва... и куда-то все спешат такси...» Я открываю дверь и, оглянувшись, подхватываю выпавшую из кармана перчатку. Хватит с моего таксиста и одних однажды забытых сапог.

Таксист Владлен Георгиевич знает каждый переулок города. Фото: Пелагия Замятина
Таксист Владлен Георгиевич знает каждый переулок города. Фото: Пелагия Замятина
Новости партнеров