Владимир Винокур: Шутка — язык Универсальный

24 января 2008 года. Владимир Винокур на презентации дуэтного альбома Александра Маршала и Вячеслава Быкова. Фото: Алексей Никольский/РИА Новости
24 января 2008 года. Владимир Винокур на презентации дуэтного альбома Александра Маршала и Вячеслава Быкова. Фото: Алексей Никольский/РИА Новости

31 марта народному артисту России Владимиру Винокуру исполнится 71 год. В преддверии дня рождения и главного профессионального праздника — Дня смеха — корреспондент «ЮГ» побеседовала с Владимиром о современном юморе и узнала, обижаются ли на него герои пародий.

— Владимир Натанович, вы работаете на эстраде много лет в очень непростом пародийном жанре, который столь любит зритель. Над чем смеется Россия сегодня и как изменилась с годами аудитория?

— Аудитория стала моложе. Есть шестнадцатилетние, есть и десятилетние дети, которые приходят с молодыми родителями. Есть вечно молодая молодежь пенсионного возраста. Смеются и аплодируют все. Шутка — язык универсальный.

В театре пародий, которым я руковожу, коллектив, кстати, тоже молодой, что позволяет делать пародии не только на популярных артистов, но и на современные музыкальные группы.

— И кто попадал под прицел вашей шутки?

— Попадали политики, известные вам экстрасенсы, актеры, музыканты, певцы — Александр Градский, Юрий Антонов, Николай Басков, Михаил Боярский и многие другие… Что касается того, над чем мы смеемся, то вечная и вневременная тема — разумеется, отношения мужчины и женщины. Это «противостояние» всегда вызывает улыбку и смех. Но я ведь не занимаюсь беспощадной сатирой.

8 марта 2011 года. Юморист с дочерью Анастасией (слева) и супругой Тамарой. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости
8 марта 2011 года. Юморист с дочерью Анастасией (слева) и супругой Тамарой. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

К тому же считаю, что у нас настоящей сатиры нет по большому счету со времен Салтыкова-Щедрина.

— А такие современные явления, как Stand Up и Comedy club с их шутками, как вы их воспринимаете?

— Дружу со многими ребятами из Comedy club и Comedy woman. Талантливые ребята, между прочим. Их юмор востребован временем, и у них своя аудитория. Возможно, кто-то их и не воспринимает, но я-то хорошо помню, как в свое время только ленивый не ругал Регину Дубовицкую. А меж тем передача «Аншлаг!», с которой мы выходили три десятилетия, всегда имела свою аудиторию.

— Шекспир устами Гамлета говорил, что цель любого лицедейства во все времена была «держать как бы зеркало перед природой, являть добродетели ее же черты, спеси — ее же облик». А как вы для себя определяете цель пародий?

— В тексте пародии должен быть юмор, но ни в коем случае не оскорбительный, тем более что со всеми героями своих пародий я дружу десятилетиями. Я понимаю суть вашего вопроса: должен ли современный юмор на эстраде преследовать цель нести что-то возвышенное, светлое, вечное? Отвечаю: если он будет ставить перед собой подобную цель, зрители перестанут ходить на концерты. Потому что продвижение доброго и светлого в драматическом спектакле, например, идет всегда через преодоление конфликта. Сегодня зритель перегружен негативной информацией. Он включает телевизор и получает свою порцию тревожной информации о том, что происходит в мире. В наш зал он приходит, чтобы вы-дохнуть, посмеяться. А смех, как известно, оказывает лечебный эффект.

— А были ли в вашей жизни ситуации, когда герои ваших пародий оказались задетыми за живое и обиделись бы?

—  Было. Много лет назад на меня обиделся Вахтанг Кикабидзе. Его накрутили, показав некое интервью в газете, где была ссылка на фразу Анатолия Папанова о том, что «пародия — это популяризация творчества артиста». Кикабидзе обиженно сказал моему отцу, которого очень любил: «Мое творчество в подобной популяризации не нуждается». Но отец — мудрый человек — заметил: «Знаешь, Вахтанг, мой Володя искренне к тебе относится, вы много лет дружите. Ты смотри в корень. Разве за последние двадцать лет он позволил себе какой-то жест, который тебя обидел?» Буба согласился с доводом, позвонил мне, извинился.

— Ваш отец был известным строителем-инженером, мама преподавала литературу. Как вас-то занесло на эстраду?

— А я с детства мечтал быть артистом, пел, копировал Магомаева, исполнял весь его репертуар. После армии отец думал, что я пойду в строительный институт, но я надежды не оправдал и двинулся в театральный.

А после ГИТИСа оказался в Театре оперетты, где играл разные роли. Меня учил петь наш педагог по вокалу Петр Иванович Селиванов, народный артист СССР, солист Большого театра. Известнейшая личность, он исполнял партии Онегина, Жермона... Я тоже все это пел. Но в оперетте особо не распоешься. Я заскучал, и в 1974 году ушел в «Самоцветы».

— С ума сойти!

— Можно, но не стоит, потому что я там пел недолго. В «Самоцветах» мы и сделали первый пародийный номер... Молодой человек приглашал к себе девушку и, чтобы произвести на нее впечатление — дескать, вот какие у меня друзья! — выходил из квартиры и звонил ей из телефона-автомата, говоря голосами популярных артистов — Высоцкого, Папанова, Магомаева.

— В этом списке звонивших друзей не было Юрия Никулина, в цирке у которого вы работали?

— Я действительно пел в Цирке на Цветном бульваре, подрабатывая в программе. А когда уже стал известным, Юрий Владимирович, с которым мы очень дружили, шутя говорил: «Видишь, Кобзон нас не обманул: спел в нашей программе «Куба — любовь моя» — и стал певцом. А ты спел у нас в программе — и стал клоуном. Ты меня подсиживаешь!»

ДОСЬЕ

Владимир Винокур родился в Курске. В 14 лет будущий артист принимал участие в международном конкурсе по вокалу в знаменитом лагере «Артек» и стал лауреатом . Золотую медаль Винокур тогда получил из рук первого космонавта Юрия Гагарина. Награжден орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней.

Новости партнеров