Юрий Норштейн: Режиссер должен задыхаться от впечатлений

23 апреля 2010 года. Художник мультипликатор Юрий Норштейн создал множество фильмов, в том числе знаменитый «Ежик в тумане», за который был удостоен премии . Фото: Артем Житенев/ТАСС
23 апреля 2010 года. Художник мультипликатор Юрий Норштейн создал множество фильмов, в том числе знаменитый «Ежик в тумане», за который был удостоен премии . Фото: Артем Житенев/ТАСС

8 апреля страна отметила День российской анимации, а накануне в столице прошел показ лучших фильмов главного анимационного фестиваля страны «Суздальфест», на котором традиционно всемирно известный режиссер Юрий Норштейн проводит «разбор полетов» молодых режиссеров.

— Юрий Борисович, многие молодые аниматоры считают, что вам необыкновенно повезло: вы живете и работаете бок о бок с вашей супругой Франческой Ярбусовой, которая является художником-постановщиком ваших фильмов.

— Нам действительно повезло, мы живем вместе, но если бы вы попали на фильм с моей режиссурой, то поняли бы, через какой ад приходится проходить там художнику. Но прежде чем происходит этот ад, происходит, конечно, сама жизнь. Сложно работать с художником, а Франческа — художник. Никогда в жизни я не смог бы сделать такой эскиз, какой она способна сотворить в лучшие мгновения творческого беспамятства. Вот буквально полчаса назад я видел ее, казалось бы, просто неспособной мыслить, и вдруг передо мной — художник самого высокого накала. Хоть табличку вешай «Высокое напряжение, опасно для жизни». Что касается режиссера, то, когда он делает кино, он обязан быть полон впечатлений, задыхаться от их количества. Только тогда он нащупает дорогу, которая станет для него главной.

— Видимо, ворох этих воспоминаний и стал деталями фильма «Сказка сказок», который вы считаете исповедальным?

— Мои первые детские впечатления — семья и коммуналка в двухэтажном доме в Марьиной Роще. Мой фильм начинается со скатерти — белой, закрывающей все столы во дворе. Солнечное тепло, скатерть, люди, которые сели за столы перед тем, как разъехаться из дома навсегда. В этой последней встрече должны были проявиться все, кого я знал. Сочиняя заявку на этот фильм с соавтором Людмилой Петрушевской, мы думали, что в главной роли там будет Поэт. Причем не обязательно, чтобы он появился на экране. Могло проявиться его стихотворение — такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета. Согласно его тексту на экране должна была появиться кошка — любвеобильное существо. А еще одинокий башмак-разнопарка, найденный детьми в мусоре, — кто бы мог его там оставить, новый, с целой подметкой?.. Дяденька на деревяшке с одной ногой; наш сосед, пришедший с войны... в одном ботинке; одноногий сапожник, перед которым разложена обувь, только разнопарки. Обуви тогда, после войны, было больше, чем ног.

23 апреля 2010 года. Художник мультипликатор Юрий Норштейн создал множество фильмов, в том числе знаменитый «Ежик в тумане», за который был удостоен премии . Фото: РИА НОВОСТИ
23 апреля 2010 года. Художник мультипликатор Юрий Норштейн создал множество фильмов, в том числе знаменитый «Ежик в тумане», за который был удостоен премии . Фото: РИА НОВОСТИ

— И все это в вашем сознании собралось в один сюжет?

— Да, но в сюжет особенный, сюжет-гармошку, растягивающийся, расширяющийся, а в конце сведенный к одному простому звуку: «Живем». Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы должны помнить, что счастье — это каждый мирный день.

— Дома вашего детства уже больше нет?

—  Нет. На его месте стоит огромный, шестнадцатиэтажный. Да и мост, который в финале фильма, уже не тот. Мост моего детства был замощен булыжником... Я помню, как вечером в августе, когда шли дожди, пахла пыль, прибитая каплями... И как гремели покрышками синие автобусы, которые тогда ходили по Москве...

— Юрий Борисович, а как вы попали в анимацию?

— Я родился в эвакуации, в Пензенской области. Но уже в 43-м с мамой и старшим братом мы вернулись в Москву. Мама всю жизнь проработала в детском саду. А отец служил наладчиком деревообрабатывающих станков. Он умер, когда мне было 14. Был интересным человеком: не получив образования, знал высшую математику, обладал абсолютным слухом и музыкальной памятью. Наизусть мог насвистеть Вагнера и Шуберта. Думаю, старший брат Гарик, ставший скрипичным реставратором, унаследовал свою музыкальность от отца. Работал я на мебельном комбинате, а в 1959-м поступил на курсы художников-аниматоров при «Союзмультфильме». На киностудии познакомился со многими замечательными режиссерами, но хотел уйти, потому что мечтал заниматься живописью.

— Выставки ваших рисунков проходили во многих странах. Но по иронии судьбы вы так и не сумели поступить в художественное училище

—  Все попытки оканчивались провалом, а статьи Эйзенштейна о кино делали свое разрушительное дело — я «заболел» режиссурой. На киностудии познакомился с Франческой, результатом чего стало рождение двух детей — Бори и Кати — и фильмов «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок», неоконченная «Шинель».

— На фестивале «Суздальфест» вы проводите «разбор полетов» фильмов молодых режис с е ров. Какое впечатление складывается у вас от работ?

— Большинство фильмов, которое мне довелось посмотреть на фестивале, снова и снова приводят к вопросам, почему автор делает то или иное кино, как автор может защитить свой фильм, как, например, выпускник вуза защищает диплом? Я часто ответа на эти вопросы для себя не нахожу. И все более и более убеждаюсь в том, что человек может работать в режиссуре, только имея огромный опыт жизни. Или имея какое-то очень сильное переживание. А вообще, читать нужно как можно больше. Тогда незаметно чужой опыт станет твоим собственным.

ДОСЬЕ

Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка. Имеет множество наград и званий. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист России (1996). За мультфильмы « Лиса и заяц», «Цапля и журавль» и «Ежик в тумане» был удостоен Государственной премии СССР.

Новости партнеров