Никита Михалков: Запад не хочет видеть наших успехов

4 октября 2018 года. Никита Михалков на своем мастерклассе в Центральном доме кинематографистов 19 апреля 2019 года. Фото: Антон Гердо
4 октября 2018 года. Никита Михалков на своем мастерклассе в Центральном доме кинематографистов 19 апреля 2019 года. Фото: Антон Гердо

В столице завершился 41-й Московский международный кинофестиваль, президентом которого много лет является народный артист РСФСР Никита Михалков. Фильмы Никиты Сергеевича любят многие, еще больше людей уважают его как актера, и точка зрения мастера на российский и мировой кинематограф всегда любопытна.

— Никита Сергеевич, несколько лет подряд Московский международный кинофестиваль проходит в ситуации, когда к России применяются санкции. Это как-то отражается на списке гостей фестиваля?

— Конечно. У меня есть близкие товарищи, высочайшего класса кинематографисты, которые честно в приватной беседе мне говорили: «Мой приезд на Московский международный кинофестиваль может негативно отразиться на дальнейшей карьере, жизни». А я в это время вспоминал времена, когда фильм «Восемь с половиной» Федерико Феллини получил Гран-при на ММКФ, за что бедного Григория Чухрая, возглавлявшего жюри в тот год, затаскали в ЦК. Потому что «ну не должна такая картина получать главный приз».

— А вы помните те времена, когда еще не были президентом фестиваля? Какие личные ассоциации у вас вызывает ММКФ?

— Во времена существования Советского Союза в столицу приезжали мировые звезды кино, стояли километровые очереди за билетами, и на улице запросто можно было увидеть Софи Лорен. Потом ситуация, как вы знаете, изменилась. Но за последние полтора десятка лет ММКФ наконец набрал ту мощь, накачал те мышцы, которые позволяют ему работать без «ручного руководства» и личных связей.

— Российское кино сегодня очень активно взяло курс на новые технологии, и в прошлом году на ММКФ появилась программа фильмов, снятых на смартфон. Как вы лично к этому относитесь?

— В 1990-е годы, если у человека были деньги, он мог запустить картину, не будучи режиссером. И стало складываться ощущение, что достаточно скомандовать: «Мотор, стоп, снято!» — и в кассу. Но это такой самообман! Именно этот самообман привел к очень серьезному падению профессии режиссера в нашем кино. Потому что кино — это внутрикадровый монтаж, киноязык, пластика. А движение камеры — и вовсе музыка. Когда эти понятия вымываются, нечто непрофессиональное, «кое-какое» превращается в «новое слово». Причем это «новое слово» тиражируется, становится хитом. Вы посмотрите, какое количество людей являются сегодня притчей на устах у всех, ничего не знача. И среди них — не только режиссеры, среди них певцы, писатели, актеры. Идет тотальное вымывание внутреннего уважения к ремеслу. А ведь ремесло — это основа всего.

— Хорошее кино начинается со сценария. Сегодня бытует мнение, что хороший сценарий — это большая проблема.

— Сегодня истории большей частью высасываются из пальца. Если нет в сценарии откровенной патологии, то это признается неинтересным. Зато все, что выходит за рамки человеческого, становится популярным, может выигрывать призы. Но на самом деле это кризис самосознания, примета старения. Поэтому удержаться, не рухнуть в эту бездну можно, только если ты точно знаешь, кто ты, откуда, зачем и что делаешь.

Но я сохраняю надежду на улучшение ситуации. Мой оптимизм основывается на том, что мы страна Пушкина, Чехова и Достоевского.

— Какое российское кино считается успешным на Западе, с вашей точки зрения?

— Нам надо для себя понять: а они вообще хотят радоваться нашим успехам? Вы посмотрите, какие наши фильмы получают призы на их фестивалях. А реалии таковы: не хотят они им радоваться.

Яркая иллюстрация этому — фильм «Движение вверх», который у нас побил все рекорды популярности, а на Западе его запретили к показу. Ну как так?! А просто олимпийская сборная США по баскетболу, занявшая в итоге второе место в 1972 году, отказалась забирать свои медали. Американцы до сих пор уверены, что советские спортсмены получили золото незаслуженно.

— Никита Сергеевич, ваша дочь сняла фильм как режиссер. Насколько вы помогали ей в этом трудном процессе?

— Можете себе представить, как может помочь женщине-режиссеру мужчина?! Да еще и своей дочери? Тем более когда она снимает первую картину?! Только под угрозой расстрела!

— Трудно ли стать Никитой Михалковым?

— Раньше я думал, что трудно. Но теперь думаю, что стать нетрудно. Трудно им оставаться.

ДОСЬЕ

Никита Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. В 1971 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Имеет множество наград и званий: народный артист РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, лауреат премии «Оскар», а также трижды лауреат Госпремии России.

Новости партнеров