Народный корреспондент

Накануне главного праздника — Дня Победы — мы получили письма с рассказами о ветеранах. Им посвящены страницы «Народного корреспондента».

ВРАЧИ ОПЕРИРОВАЛИ КРУГЛЫЕ СУТКИ

Фото предоставил Андрей Белугин
Фото предоставил Андрей Белугин

АНДРЕЙ БЕЛУГИН, народный корреспондент:

— Мой прадед Николай Максимович Белугин был военврачом II ранга, начальником хирургического походно-передвижного госпиталя № 702. Его дочь, Вера Николаевна, моя бабушка, служила вместе с ним военврачом III ранга. Моя прабабушка Юлия Михайловна смогла только в 1942 году присоединиться к мужу и дочери, именно тогда в ее трудовой книжке появилась запись «красноармеец-санитар». А раньше ее добровольцем в госпиталь не брали. Две автомашины и 26 повозок на конной тяге — вот и весь передвижной госпиталь. Именно эта конная тяга выручила, когда госпиталь прорывался из окружения под Малоярославцем. На машинах по густому лесу и болотам не прошли бы. Я поисковик, в «Мертвом лесу» подо Ржевом мы поднимаем из земли солдат, оставшихся лежать на полях сражений. Я слышал, что бабушка, прабабушка и прадедушка воевали, но о том, что госпиталь, в котором они служили, выходил из окружения в 1941-м в тех самых местах, где мы копаем, я узнал недавно из дневника прадеда, который хранился у родственников. «На фронте шли тяжелые бои, раненых было много, хирурги работали круглые сутки. Последние дни сентября хирурги, медсестры, санитары принимали пищу, ложились посменно спать только по приказу, не хотят оставлять работу…» — написано в дневнике. Прадед настолько уставал от операций, что записи в дневники делала под диктовку его дочь.

Фото предоставил Андрей Белугин
Фото предоставил Андрей Белугин

ПРАДЕДЫ, МЫ ПОМНИМ

Фото предоставил Заур Джафаров
Фото предоставил Заур Джафаров

ЗАУР ДЖАФАРОВ, народный корреспондент:

— Мой прадед Абдуллаев Джума Самед-оглы ушел на фронт из города Гянджа. К тому времени он был женат и у него была маленькая дочка — моя бабушка Эльмира. Прадеду было 25 лет на момент начала Великой Отечественной вой ны. О его судьбе мне мало что известно. Слышал лишь, что погиб или в Ставропольском, или в Краснодарском крае. Также в Великой Отечественной войне участвовал еще один мой прадед, Фейзуллаев Байрам Салман-оглы. Он был разведчиком. Фотографий его, к сожалению, не сохранилось. К Великой Отечественной войне я отношусь с трепетом и скорблю о погибших на полях сражений. Мы навсегда сохраним память о ветеранах и этот мир, оставленный нам.

УХОДИЛИ КУРСАНТЫ

Фото предоставила Людмила Цымбалюк (Польникова)
Фото предоставила Людмила Цымбалюк (Польникова)

ЛЮДМИЛА ЦЫМБАЛЮК (ПОЛЬНИКОВА), народный корреспондент:

— Мой отец Василий Михайлович Польников в августе 1942-го был зачислен курсантом в стрелковый полк. С января 1943-го по июль 1944-го воевал в составе 13-й воздушно-десантной бригады.

Был тяжело ранен, лечился в госпитале. Потом его направили учиться на механика-водителя танка Т-34. Обучение завершилось в день окончания войны. Однако демобилизовали отца лишь в августе 1947-го, тогда же он приехал в Москву и поступил на службу в милицию, где проработал около 30 лет. Почти сразу познакомился с моей мамой Марией Васильевной. Мария Васильевна всю войну работала в Москве на заводе. Василий Михайлович и Мария Васильевна воспитали семерых детей. Я буду ходить на «Бессмертный полк» всегда, пока буду жива. После меня пойдут мои дети, внуки. Я тебе это обещаю, папа.

Фото предоставила Людмила Цымбалюк (Польникова)
Фото предоставила Людмила Цымбалюк (Польникова)

Я ГОРЖУСЬ!

Фото: Анна Басманова
Фото: Анна Басманова

АННА БАСМАНОВА, народный корреспондент:

— На шествие «Бессмертного полка» я хожу каждый год с тремя портретами. На первом фото — родной брат моего деда по отцу Михаил Евграфович Басманов. Он погиб в июне 1944 года на Ленинградском фронте. Долгое время наша семья считала, что он погиб под Сталинградом, и только благодаря помощи неравнодушных, а именно Ольги Стружановой из города Коломны, мы получили достоверную информацию. Второй портрет — дед по матери Михаил Макарович Квашнин. Он прошел всю войну, участвовал в освобождении Украины. Попал в плен, бежал. По окончании войны пришел домой, женился на моей бабушке Марии Лаврентьевне Красильниковой, и они родили пятерых детей. Третий портрет — мой прадед по матери Лаврентий Севастьянович Красильников. Он погиб в декабре 1941 года. Это все, что я и моя семья знаем о нем. Мы помним!

БРИГАДА НАША ФРОНТОВАЯ

Фото предоставила Елена Михайлова
Фото предоставила Елена Михайлова

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, народный корреспондент:

— 23 июня 1941 года пленум ЦК профсоюзов работников искусств выпустил «Обращения ко всем творческим работникам»: «Где бы ни находились части Красной армии, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». Так дядя и тетя моего мужа, Платто (Платоновы) Сергей Викторович и Мария Ивановна, выступавшие от Москонцерта с танцевально-акробатическим номером, попали во фронтовую бригаду. Грузовик с откидным кузовом становился сценой, бойцы садились прямо на земле. Порой концерты проходили недалеко от линии фронта. Под Вязьмой Сергей и Мария Платто попали в окружение. Я нашла такое упоминание: «9 музыкантов и один танцор образцово-показательного оркестра Наркомата обороны СССР пропали без вести в районе Вязьмы в ночь с 6 на 7 октября 1941 года». Уже после войны Сергей Викторович рассказывал, что их спас генерал-лейтенант Давид Баринов.

С ПЕРВОГО ДНЯ ВОЙНЫ

Фото предоставил Николай Гладков
Фото предоставил Николай Гладков

НИКОЛАЙ ГЛАДКОВ, народный корреспондент:

— Мой папа Николай Георгиевич Гладков, актер Театра Вахтангова, еще в Первую мировую служил младшим офицером, затем командиром в 399-м Никольском полку. В Великую Отечественную был мобилизован в первый день войны. Он прослужил заместителем военного коменданта станции Москва Октябрьской железной дороги чуть больше года, одновременно продолжая выходить на сцену Театра Вахтангова. В августе 1942 года был арестован по ложному обвинению и осужден на десять лет лагерей. Пребывание в лагере ему заменили ссылкой в Ухту. Только в 1957 году Военная коллегия Верховного суда СССР его реабилитировала. Службу в театре папа продолжил с 1954 года.

Дорогие читатели! Акция «Народный корреспондент» продолжается. Присылайте нам фотографии и интересные истории на почту ug@vm.ru.

Новости партнеров