Наедине с бездной

Космонавты в открытом космосе. Фото: официальный блог Олега Артемьева
Космонавты в открытом космосе. Фото: официальный блог Олега Артемьева

На прошлой неделе, 30 мая, 85 лет исполнилось дважды Герою Советского Союза, космонавту Алексею Леонову. О человеке, который 18 марта 1965 года первым в мире вышел в открытый космос, «ЮГ» расспросила космонавта-испытателя Олега Артемьева.

— Олег Германович, Алексей Леонов когда-нибудь делился с вами впечатлениями о своем историческом выходе?

— Впечатления Алексея Архиповича — это впечатления человека, который сделал то, что никто никогда до него не делал. Человека, который шагнул в неизведанное. У меня было три выхода в открытый космос, и я, как и другие мои коллеги-космонавты, считаю себя учеником Леонова. Мы действуем автоматически, знаем, что можно, чего нельзя делать в космосе. А Алексей Архипович был первопроходцем.

Опыт космонавта Алексея Леонова (2, справа) помог Олегу Артемьеву (2, слева) во время выходов в открытый космос. Фото: официальный блог Олега Артемьева
Опыт космонавта Алексея Леонова (2, справа) помог Олегу Артемьеву (2, слева) во время выходов в открытый космос. Фото: официальный блог Олега Артемьева

— Самый главный леоновский урок?

— Благодаря ему мир узнал, что космос не смертелен для человека, что в нем можно работать. Самое главное — быть хладнокровным и выполнять инструкции. Благодаря Леонову также появилась поисково-спасательная служба космонавтов, программа выживания в сложных условиях, развилось международное освоение космоса — ничего этого до его полета не было. Леонов — это человек необыкновенных знаний, дружелюбный, он может договориться со всеми — очень общительный и умный. Один из самых лучших людей у нас в отряде космонавтов. Накануне его дня рождения те, кто сейчас находится на Международной космической станции, вынесли в космос портрет Алексея Архиповича, отдав ему таким образом дань уважения.

— Какие эмоции вы испытывали, когда в первый раз выходили в открытый космос?

— Восторг. Я и полетел потому, что мечтал выйти в открытый космос. И из-за того, что мне выпало такое счастье, я себя считаю очень счастливым человеком. Потому что бывает, что человек летит в космос, но не выходит со станции. А когда открываешь люк в бездну, тебя охватывает буря восторга. Кто-то рассказывает про шок при виде бездны, но у меня такого не было. Я готовился к выходу, прочитал все, что можно. Вообще в космос нужно лететь ради двух вещей: если не считать экспериментов, обслуживания станции, науки — чтобы увидеть Землю из иллюминатора корабля и чтобы выйти в открытый космос, остаться один на один со Вселенной.

— А правда, что на обшивке МКС прикреплены какие-то полотенца, которые висят так годами?

— Я выходил в открытый космос в прошлом году, и действительно полотенца там были. Это никакие не суперпрочные материалы, а обычные вафельные полотенца, которыми космонавты протирают перчатки и скафандры. Они провисели на поручне станции почти 10 лет, потемнели от радиации, но легко вынесли критически низкую температуру. Эти полотенца могут быть важны для ученых. Я знаю, что их наконец-то привезли на Землю и будут изучать. Я больше чем уверен, что ученые найдут на них какие-нибудь микроорганизмы.

Новости партнеров