Мама, я моряк!

6 июня 2019 года. Матрос Илья Григорьев служит на ракетном крейсере «Москва» чуть больше полугода. Фото: Антон Гердо

Флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» впервые за три года вышел в море на ходовые испытания. Среди членов экипажа, которые стали творцами триумфального возвращения, был и житель Южного округа матрос Илья Григорьев. Корреспондент «ЮГ» встретился с ним на борту знаменитого корабля.

Выход крейсера «Москва» в море стал знаменательным событием. Командование флота и корабля пригласило на борт журналистов редакции «Вечерняя Москва», которая издает «Южные горизонты», в благодарность за пристальное внимание к судьбе крейсера.

Последние три года на крейсере шел ремонт главной энергетической установки. Проще говоря, двигателей, которые способны разогнать 186-метровый корабль до скорости около 65 километров в час.

За работу всех его систем отвечает электромеханическая боевая часть. Именно здесь служит Илья Григорьев.

Будни крейсера

С Ильей мы общались в одном из многочисленных кубриков — так называют помещения, где живут матросы. Ходовые испытания флагмана к тому моменту уже были позади. Илья должен был отслужить на суше. Все складывалось так, что Илья Григорьев отправится в сухопутные войска под Наро-Фоминск. Но судьба распорядилась иначе.

— На распределительном пункте сказали, что я поеду служить на Черноморский флот, — вспоминает Илья.— Уже там я просился на надводный корабль. Для меня нести службу на крейсере «Москва» — очень почетно.

Управление всеми системами двигателей идет с поста энергетики и живучести. Илья Григорьев, который на крейсере больше полугода, отвечает за механику системы водоснабжения. Попал молодой человек сюда не сразу: сначала был в разведке. Закрепиться на нынешнем боевом посту помогла учеба в Московском технологическом колледже.

— Потихоньку за время службы привык к обстановке, обязанностям, — признается гвардии матрос. — Домой хочется уже не так сильно. Фактически крейсер «Москва» стал мне родным.

Мы решили продолжить разговор на палубе. В это время под швартовым на борт тихо пробрался красавец-кот. Илья взял его на руки и немного погладил разбойника. Добрый парень с открытым сердцем.

Выход в море

Матросу Илье Григорьеву посчастливилось стать частью экипажа, который после трехлетнего ремонта вывел корабль в море. Фото: Антон Гердо

Крейсер три года стоял в бухте. Огромная команда трудилась изо всех сил, чтобы флагман вновь покорял морские рубежи.

Историческое событие состоялось в начале июня. Главная энергетическая установка в море показала себя во всей красе. Во время ходовых испытаний двигатели разогнали корабль водоизмещением в 12 тысяч тонн до максимальной скорости.

Механик системы водоснабжения — одно из важнейших звеньев. От его работы зависит оптимальная температура двигателей. Без воды система не может охлаждаться. Илья, его командиры и товарищи по службе выполнили работу без сучка и задоринки.

— В трюмах (внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем, которое служит для установки механизмов. — «ЮГ») не особо жарко, хотя на улице было около 30 градусов, — рассказывает подробности испытаний Илья Григорьев. — Море через переборки охлаждает. Там громко, когда работают, например, пожарные насосы. Поначалу думал, что обстановка будет на голову давить. Но это дело привычки, сейчас с этим никаких проблем нет.

Илья признается, что перед ходовыми испытаниями слегка волновался. Оно и понятно, сложно быть хладнокровным перед ответственным шагом в судьбе флагмана Черноморского флота. Но как только дело пошло, волнение как рукой сняло. И закипела трудная большая работа. Матрос говорит, что стать участником исторического события — невероятная удача и честь. Будет о чем рассказать потомкам. — На ходовых испытаниях у крейсера словно открылось второе дыхание, — делится впечатлениями он.— Видеть бескрайнее Черное море с борта «Москвы» — красота. Это завораживает.

Обряд посвящения

Крейсер провел вдали от родного Севастополя почти целый день. Для многих матросов выход в море стал первым в жизни. А значит, им предстояло соблюсти одну очень давнюю традицию.

Построение. Перед матросами по краям палубы два огромных чана с водой, которую только что набрали из самого Черного моря. Все готово для ритуала посвящения в моряки-надводники. Он прост. Берешь плафон морской воды объемом около полулитра, выпиваешь и кричишь: «Мама, я моряк!»

Ритуал прошли примерно 340 матросов. Среди них — и наш герой Илья.

— Конечно, вода была очень соленая, — вспоминает ее привкус гвардии матрос.— Но это ничего. Главное, я теперь моряк. Рад, что ходовые испытания прошли успешно. Надеюсь, теперь мы будем выходить в море чаще.

До увольнения в запас, или, как говорят на флоте, до ДМБ, Илье осталось чуть меньше шести месяцев. Совсем скоро ему предстоит постепенно передать дела, как в начале службы их передали ему. Преемственность на крейсере налажена как часы.

— Общаться с домом удается по выходным, иногда чаще. Меня уже все ждут, гордятся, что я служу на крейсере «Москва». Дембель неизбежен, так что скоро увидимся, — передает Илья привет через нашу газету родным и друзьям.

Новости партнеров