Право решать самим

25 июня 2019 года. Инициативная группа жителей дома в микрорайоне Северное Чертаново Елена Лакодей, Николай Савин и Сергей Сидоров (слева направо), которые добились включения жилого комплекса в проект «Электронный дом». Фото: Наталья Феоктистова
25 июня 2019 года. Инициативная группа жителей дома в микрорайоне Северное Чертаново Елена Лакодей, Николай Савин и Сергей Сидоров (слева направо), которые добились включения жилого комплекса в проект «Электронный дом». Фото: Наталья Феоктистова

Это история о героическом противостоянии жильцов одного из самых больших домов на юге столицы и управляющей компании, о «мертвых душах» на собрании собственников, о цифровых технологиях в жилищном управлении и пугале на крыше 38-этажной высотки. История если не победы, то большого успеха.

БИТВА ЗА КЛЮЧИ

Многофункциональный комплекс неподалеку от станции метро «Чертановская» — это более полутора тысяч квартир. Все корпуса стоят на одном стилобате, поэтому имеют единый адрес, фактически являясь одним домом. Возводился он в конце нулевых, многие москвичи приобретали квартиры еще на стадии строительства. Один из них — Сергей Сидоров — купил квартиру в 2008 году, а ключи пришел забирать, когда дом достроили — в 2011 году. Правда, их ему не отдали.

— Когда я пришел за ключами, в управляющей компании мне предложили подписать договор с тарифами в два раза выше обычных, — вспоминает Сергей. — Я не захотел, и мне отказались их выдать. Мне тогда было где жить, я судился порядка двух лет и по суду получил собственность и, со-ответственно, ключи от моей квартиры.

Тарифы росли с каждым годом. Кроме того, в доме есть собственная котельная, к контуру подводится только холодная вода, однако в платежках значится тариф, как если бы МОЭК поставлял в дом теплую воду.

При всем при этом жители исправно платят и за обслуживание котельной, которая, по мнению управляющей компании, не работает.

Выглядело все так, будто жители и сами не против платить больше. Управляющая компания каждый раз предоставляла протокол собрания собственников. Нетрудно догадаться, что собрание липовое. Чтобы подстраховаться, управдом все-таки рассылал уведомление о его проведении, но жильцы получали письмо либо за несколько часов до назначенного времени, либо на следующий день.

Бесчинства управляющей компании стали поводом для поиска прозрачного и действенного метода коммуникации между жильцами. Таким решением стал проект «Электронный дом» на платформе «Активного гражданина».

ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШОГО ДОМА

Чтобы провести собрание собственников в доме на полторы тысячи квартир, обеспечить информирование, разослать уведомления, в общей сложности потребуется 150 тысяч рублей. При этом все понимают, что очень сложно собрать больше половины жителей даже в обычной хрущевке. В гигантском жилом комплексе это практически нереально.

— Мы тщательно изучили 115-е постановление правительства Москвы о реализации проекта «Электронный дом», — рассказывает член инициативной группы дома Николай Савин. — В нем говорится: чтобы перейти на электронное голосование, нужно сначала провести «бумажное» — очно-заочное.

К сожалению, система устроена таким образом, что для ухода от бюрократии нужно сначала нырнуть в нее с головой. На то, чтобы провести такое собрание, у инициативной группы ушло четыре месяца. Управдом со своей стороны не переставал вставлять палки в колеса, пытаясь сорвать собрание. Охранники просто-напросто запрещали раздавать на территории жилого комплекса информационные материалы. Вопреки всему, собрание состоялось в феврале 2018 года.

— На собрание пригласили представителя Департамента информационных технологий, ответственного за проект, представителя Департамента городского имущества (ведомство тоже голосует, так как в его собственности находится 500 машино-мест). Кстати, департамент проголосовал за включение дома в проект, — продолжает рассказ Николай.

В голосовании приняли участие 986 человек — 58,6 процента собственников жилых и нежилых помещений. Более 90 процентов из них проголосовали за участие в проекте.

— Единственный способ обеспечения прозрачности голосования — это государственные электронные площадки, — подчеркивает жительница Елена Лакодей.

Она еще раз убедилась в этом, когда представители управляющей компании стали агитировать жильцов присоединиться к некоему коммерческому аналогу «Электронного дома», который, по ее предположению, находится под контролем управдома. 21 июня жильцам пришло официальное подтверждение об участии в проекте, подписанное зам руководителя Департамента информационных технологий Москвы Артемом Костырко

ШАПИТО, ДА И ТОЛЬКО

О некоторых ситуациях, с которыми столкнулись жильцы комплекса, хочется сказать: «Было бы смешно, если б не было так грустно».

Яркий пример неадекватной реакции управляющей компании на, казалось бы, простую и обоснованную просьбу жильцов — появилась проблема с крышей, на которой поверх мембраны насыпан мелкий гравий.

Маленькие камешки птицы сбрасывали вниз на подоконники, в окна, на крыши автомобилей. Представители управляющей компании собрали с жильцов деньги, чтобы решить проблему. И решили: установили пугала.

Первые попытки провести собрание были еще более плачевными. Первым же препятствием стало информирование жильцов. Доходило до того, что Елену Лакодей, раздававшую извещения, чуть не забрали в отделение полиции — якобы наряд вызвал кто-то из жильцов. Правда, сотрудники правильно оценили ситуацию и решили не вмешиваться в дела дома.

Было решено разложить извещения по почтовым ящикам, но на следующий день они таинственным образом оттуда исчезли.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Теперь в руках жильцов сосредоточены реальные полномочия. На заочное собрание собственников на платформе «Активный гражданин» могут выноситься те же вопросы, что и на очное.

Николай отмечает, что это успех, но еще не победа.

Еще до голосования он пробовал делать информационную рассылку через «Электронный дом», которую получили порядка сотни жильцов. Это говорит о том, что многие либо не пользуются «Активным гражданином», либо не прошли правильную регистрацию, не заполнили профиль согласно инструкции.

Однако теперь у жильцов будет больше мотивации, поскольку ЖК уже включен в реестр, а кнопка «организовать собрание» стала активной.

Итак, на данный момент функционал «Электронного дома» ограничен тремя функциями: опрос, информирование и общее собрание собственников. Для того чтобы инициировать любое из этих мероприятий, житель должен зарегистрироваться на «АГ» и привязать к нему личный кабинет на mos.ru, в котором указаны ФИО пользователя, дата рождения и паспортные данные. В общих собраниях могут принимать участие только собственники квартир. Запустить опрос или информационную рассылку могут также собственники нежилых помещений — предприниматели или представители Фонда капитального ремонта.

Справка

«Электронный дом» — это сервис в рамках портала «Активный гражданин», позволяющий жильцам (причем как собственникам, так и нанимателям по договору соцнайма) проводить опросы (к примеру, нужно ли устанавливать камеры видеонаблюдения в лифтах), получать информацию об опросах и нововведениях, а также проводить собрания собственников жилья. На участие в проекте подали заявки около 2 тысяч домов, присоединились более 30 тысяч жителей, которые подали 3 тысячи заявок на опросы и голосования.

Новости партнеров