Без сердца и рук врача техника бессильна

На фото главный врач Городской клинической больницы имени Буянова Александр Викторович Саликов. Фото: Пелагия Замятина
На фото главный врач Городской клинической больницы имени Буянова Александр Викторович Саликов. Фото: Пелагия Замятина

Проект «Новые технологии в диагностике и лечении болезней мозга: от нейронаук к мультидисциплинарной клинической практике» стал лауреатом Премии мэра Москвы, вручающейся за выдающиеся достижения в области медицины. В числе награжденных был и главный врач Городской клинической больницы имени Буянова Александр Викторович Саликов, получивший от мэра Сергея Собянина благодарственное письмо.

Корреспондент «Южных горизонтов» встретилась с хирургом и поговорила с ним о том, о чем он не часто рассказывает публично: о жизни, профессии и жизни в профессии.

— Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте с вашим участием, который был удостоен премии.

— Премию мэра Москвы получили несколько проектов — в том числе и наш, посвященный новым технологиям в диагностике и лечении болезней мозга. Мы разрабатывали его совместно с нашими коллегами и друзьями из Научно-практического психоневрологического центра имени Соловьева. Он посвящен практическому применению различных исследований в сфере нейронаук — от эпилепсии до постинсультной реабилитации. Наш проект стал возможным благодаря совместной работе коллективов ведущих московских университетов и клиник и поддержке Департамента здравоохранения Москвы.

— Пока готовилась к беседе с вами, прочитала отзывы пациентов — многие хвалят коллектив вашей больницы. Александр Викторович, есть ли у вас секрет отбора кадров?

— Главное наше достояние — это люди. Это тот случай, когда «кадры решают все». Без рук, сердца и разума врача любая техника бессильна.

Многие наши врачи достаточно молоды, но за их плечами — большой опыт, желание учиться, способность работать, не считаясь со временем. И большой гуманизм, желание спасти пациента. То же самое можно сказать и о медсестринском корпусе. Скажу без преувеличения: сейчас у нас отличный коллектив. И в профессиональном, и человеческом плане. Мы — большая и дружная команда.

— Расскажите, как пришли в профессию?

— Мой крестный был фельдшером. Прекрасно помню: однажды, когда он лечил мою бабушку, я стоял рядом и смотрел, как он работает, крестный тогда сказал: «Саша, из тебя получится хороший врач». Так что уже в шестилетнем возрасте лет я знал, что буду лечить людей. После школы я поступил в медицинское училище, окончив которое пошел служить в армию. Вернувшись, поступил во 2-й Медицинский институт. Окончательно я понял, что буду хирургом, слушая одну из лекций профессора Валентина Михайловича Буянова, имя которого теперь носит наша больница. Впервые я, кстати, оказался в этом здании (тогда — Медсанчасть № 1 «АМО ЗИЛ») в 1983 году, студентом 2-го курса. Буянов в то время был завкафедрой общей хирургии 2-го Медицинского института и читал здесь лекции нам, студентам.

— Стало ли назначение на должность главного врача для вас неожиданностью?

— Да. Честно говоря, я стал руководителем не совсем охотно, но потом втянулся, нашел в этом любопытные и позитивные моменты. Первое время приходилось, как и в любом другом новом деле, вникать в тонкости и нюансы. Принимать решения поначалу было сложно, сейчас это происходит проще. Проблемы и задачи перед главным врачом возникают непрерывно, сегодня — одна, завтра — другая.

Но неразрешимых проблем нет. Однако административная должность не ставит крест на клинической практике. Я каждый день вижу пациентов: сначала занимаюсь самыми тяжелыми — ежедневно делаю обход отделения реанимации, где концентрируются такие пациенты. При этом мне всегда нравилось оперировать — жаль, что теперь я могу делать это очень редко: иногда присоединяюсь к операционной бригаде, если нужно принять какое-то быстрое и важное решение.

— Какие сложные медицинские случаи из происходивших недавно запомнились?

— Сложные или нестандартные ситуации случаются почти каждый день. Сейчас, например, в отделении реанимации находится пациент, попавший в тяжелейшую автомобильную аварию. У него травмы груди, головы, перелом костей таза, нижних конечностей и большая скальпированная рана на левой ноге — настолько большая, что даже встал вопрос об ампутации. Но мы хотели сохранить ногу пациенту, поэтому начали советоваться — мы так порой делаем — с коллегами из других московских больниц. В результате наши хирурги приняли решение рискнуть, но ногу спасти. Это удалось сделать. Пациент поправляется, все хорошо.

— Как семья мирится с тем, что вся ваша жизнь проходит на работе?

— Родные понимают: работа врача — это образ жизни. В больницу я приезжаю к 6 утра, а уезжаю, в лучшем случае, в 8 вечера. Для семьи остаются выходные.

— Как проводите те редкие минуты, которые выпадают для отдыха?

— Езжу на дачу или на рыбалку на Оку. В начале лета мне удалось там поймать 3,5-килограммового карпа! Кстати, пойманную рыбу я готовлю сам. Никто из домашних не любит с ней возиться.

Новости партнеров