Всех троллейбусов водитель

21 сентября 2019 года. 80-летний водитель Иван Боронин сегодня не перевозит людей, а перегоняет пустые троллейбусы. Фото: Пелагия Замятина

Житель Бирюлева Восточного Иван Иванович Боронин обещал жене Лиде, что, когда ему исполнится 80, он уйдет на пенсию. Она же за него переживает: давно уговаривает бросить работу и отдыхать. Заслужил ведь. Иван Иванович и сам понимает, что пора дать дорогу молодым, да что-то все никак. 7 августа отпраздновал 80-летие, 3 сентября из рук мэра Москвы Сергея Собянина получил диплом о присвоении звания «Почетный работник транспорта и связи», а пенсия все оттягивается.

— Непривычно мне будет без работы, — честно при-знается Иван Боронин. — Ну, раз обещал, придется выполнять. Вот до конца сентября доработаю и уйду на заслуженный отдых, как жена просит: дача, рыбалка, телевизор... Эх-эх-эх...

Молодежь на работе тоже спрашивает: «И чего тебе не отдыхается?» А вот не отдыхается и все.

И кажется, если бы не настойчивость супруги, он работал бы и работал, пока силы позволяют. А их у Ивана Ивановича — тьфу-тьфутьфу. 54 года за баранкой троллейбуса: 42 из них — на линии, возил пассажиров, последние 12, когда возраст уже перевалил за пенсионный, — водителем-перегонщиком. И как будто бы не устал. И как будто не надоело вовсе. Кто ни спросит: «Изменил бы ты что-нибудь, Иваныч, в судьбе и в профессии?» — 80-летний водитель торопливо отмахнется: «Нет-нет-нет.

Только троллейбус. Привык я к нему».

— Сейчас я вожу пустые троллейбусы в обкатку, — объясняет круг своих нынешних обязанностей Иван Иванович, — перегоняю в парк с завода и, наоборот, на завод, на транспортные выставки езжу.

Когда московскому троллейбусу было 80 лет, я на ретротроллейбусе возглавлял праздничную колонну.

Такая ностальгия тогда на меня накатила. Я ведь точно на таком же МТБ-82, какой на выставку возил, начинал работать в далеком 1965 году.

В то время в Нагатине-Садовниках только-только открылся 7-й троллейбусный парк и туда активно набирали водителей.

А Иван Боронин, отслуживший четыре года на флоте, как раз искал, где бы себя применить. Думал устроиться водить трамвай, но не сложилось. Зато в ученики водителя троллейбуса молодого морячка взяли с руками-ногами.

— Отучился я в учебном комбинате, потом 41 день отъездил с наставником на линии, — вспоминает Иван Боронин молодость. — В первый рейс выходил, волновался. Июль был, жара.

Непривычно было, что рядом в кабине нет никого, некому вопрос задать, никто не поддержит. Но все, слава богу, прошло спокойно.

Да и после, все эти годы, работалось Боронину, как говорится, без сучка без задоринки. Ни единого штрафа на линии, ни одного нарушения Правил дорожного движения, ни конфликтов с пассажирами. Хотя в такой работе могло быть всякое. Троллейбусы 50 лет назад — не то что транспорт сейчас: толчея была, склоки, скандалы.

21 сентября 2019 года. 80- летний водитель Иван Боронин сейчас почти все свое рабочее время проводит в троллейбусном парке. Фото: Пелагия Замятина
21 сентября 2019 года. 80- летний водитель Иван Боронин сейчас почти все свое рабочее время проводит в троллейбусном парке. Фото: Пелагия Замятина

— Бывало, приедешь на остановку, а там людей — тьма, — рассказывает Иван Иванович. — Все на работу едут. Вход в одну дверь, выход в другую. Людей в салон набьется столько, что на подножках висят. Молодежь на бампере ездила, уцепившись за лестницу на корпусе. А тебе из кабины через толпу людей не видно, что там сзади происходит.

Спасибо, если кто-то из пассажиров укажет на нарушение. Удавалось, к счастью, выходить из конфликтных ситуаций без скандалов.

Многие мои знакомые удивляются: «Как ты столько лет выдержал?» — а я просто терпеливый человек. Я вообще считаю, что терпеливость — это главное качество хорошего водителя. Терпеливость и доброжелательность.

Действительно, и того, и другого у Ивана Ивановича с избытком. Он с улыбкой вспоминает, как в том же высокопольном МТБ-82 зимой приходилось ездить в шапке-ушанке и валенках. Ну не было в этих троллейбусах отопления, что ж теперь, в рейс не выходить? В следующих ЗиУ-5 кабина уже отапливалась, но тепло шло по потолку, а ноги отваливались от холода. А в ЗиУ-9, поступивших в распоряжение столицы в 80-х годах, печка уже обдувала теплом ноги водителя. А гидроусилитель руля? Раньше-то и слова такого не знали. Раз в неделю все рулевые узлы щедро смазывались маслом, чтобы водителю легче было справиться с огромным рулем на червячной паре: баранка была настолько тяжелой, что повернуть колеса, пока транспорт стоит, было категорически невозможно. В том числе и поэтому среди водителей троллейбусов в 60–70-е годы было очень мало женщин.

— А еще я 15 лет открывал движение на маршруте, — рассказывает водитель Иван Боронин. — Каждый день в 4:30 выходил на линию. Тоже нелегко было. Но если бы у меня не было терпения, думаете, я бы выдержал? И спасибо супруге моей Лидии Сергеевне, она тоже терпела и ждала.

За доброжелательность и неконфликтность пассажиры Ивана Ивановича любили. За 42 года работы на линии он сменил всего три маршрута: 10 лет отъездил по 8-му маршруту, столько же по 60-му, 22 года отработал на 38-м. Немудрено, что своих постоянных пассажиров он знал. Помнил, кто на какой остановке заходит.

Мог и подождать немного, несмотря на расписание, если кто задерживается.

А пассажиры в ответ подарочки мелкие водителю дарили. Работницы холодильного комбината угощали мороженым прямо с завода.

— А я в парк приеду, девчонкам его отдаю, — улыбается Иван Иванович.

Он вообще любит вспомнить прошлое. Какие были в салонах кассы-копилки — пассажир бросал туда монетку и отматывал билетик. Как позже эти кассы стали полуавтоматическими и, чтобы получить билет, достаточно было нажать на кнопку. А потом кассы сменились компостерами. И вот уже в салонах — валидаторы. Да, Иван Иванович готов долго рассказывать молодежи о том, что было когда-то, но он никогда при этом не заявит, что раньше было лучше, чем сейчас.

— В Москве появляются электробусы, — рассуждает Иван Боронин. — По всему городу их уже 200 штук бегает. Говорят, к концу года будет 300. И современный транспорт, тем более электробусы, на сто порядков лучше всего того, на котором мне пришлось ездить. Можно сказать, что через мои руки прошли все модификации московского троллейбуса. Мне есть с чем сравнить.

Новости партнеров